Доп.программа Шашки

СОДЕРЖАНИЕ:
Целевой раздел
Пояснительная записка

3

1.1 Направленность, нормативно-правовое обеспечение программы

3

1.2 Цель и задачи программы

4

1.3 Принципы формирования и реализации программы
1.4 Отличительные особенности программы
1.5 Планируемые результаты освоения программы

5

1.6 Педагогическая диагностика достижения планируемых
результатов

6
7
8

Содержательный раздел
2.1 Содержание образовательной деятельности

10

2.2 Формы, методы и средства реализации программы

11

Организационный раздел
3.1 Особенности организации предметно – пространственной среды

12

3.2 Материально - техническое обеспечение Программы,
обеспеченность методическими материалами

12

3.3 Учебно-методическое сопровождение программы

12

3.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса

13

3.5 Учебный план

13

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
1.1 Направленность, нормативно-правовое обеспечение программы
Дополнительная образовательная программа «Шашки» (далее
«Программа») разработана в соответствии со следующими нормативно –
правовыми документами:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
(Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
− Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
− Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября
2018 г. № 196» (Зарегистрирован 27.10.2020 № 60590);
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
− Устав МБДОУ – детский сад № 251
Программа «Шашки» физкультурно-спортивной направленности, так
как ее реализация способствует приобщению детей к соревновательной
деятельности. Она выстроена последовательно, что позволяет детям
дошкольного возраста планомерно осваивать шашечное искусство. Даёт
детям возможность через практические занятия погрузиться в мир
настольной спортивной игры, получить навыки доброжелательной
состязательности, уважения к сопернику, воспитывает культуру поведения.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности
мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в
шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об
этой игре ошибочное мнение,
как о весьма легкой и простой. В
действительности же научиться «хорошо» играть в шашки – дело далеко не
легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей,
тонкостей и глубины.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам
шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий.
Настоящая программа предназначена для изучения детьми материала по
2

теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях.
Актуальность данной программы заключается в том, что
интеллектуальная игра «шашки» является одним из наиболее
распространенных видов спорта в нашей стране и в мире.
Этой игрой увлечены миллионы людей различных возрастов и
профессий. Игра в шашки развивает мышление, тренирует память,
воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность,
точный расчет, формирует характер.
Игра в шашки помогает ребенку быстрее адаптироваться к школьным
условиям, легче усвоить учебный материал, развивает память и усидчивость,
способность предвидеть и находить нестандартные решения.
Новизна. Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном,
описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в
шашки. Систематические занятия по данной программе, приближает
начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать,
строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы
партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры воспитанники
научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее
целесообразный ход.
Педагогическая целесообразность занятий по обучению шашечной
игре состоит в том, что постоянные тренировки со сверстниками в свободной
деятельности, с пониманием того, что лучшие игроки принимают участие в
шашечном турнире среди воспитанников детского сада, способствуют
развитию основных областей личности: когнитивной, психосоциальной и
психоэмоциональной.
1.2 Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель: создание благоприятных условий для личностного,
интеллектуального и волевого развития старших дошкольников, организация
их досуга и подготовка к дальнейшему обучению через освоение навыков
игры в шашки.
Задачи:
Обучающие:
- научить детей играть в настольную игру шашки, соблюдая правила и ход
игры, развивая у них интерес и активное участие;
- обучать простым комбинациям, практике шашечной игры;
- обучать детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения
игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шашках в
процессе игры;
- формировать мотивацию к познанию и творчеству;
- вырабатывать у детей умения применять полученные знания на практике;
- обеспечивать успешное овладение малышами основополагающих
принципов ведения шашечной партии.
3

Развивающие:
- развить умственные способности: логического мышление, память,
внимание, наблюдательность, воображение;
- развивать образное и аналитическое мышление - умение производить
расчеты на несколько ходов вперед;
- развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и
отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной
задачи;
- развивать самостоятельность в решении логических задач.
Воспитательные:
- воспитывать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным
занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
воспитывать
настойчивость,
целеустремленность,
находчивость,
внимательность, уверенность, волю, трудолюбие, коллективизм;
- воспитывать уверенности в себе и в своих силах, самостоятельность в
принятии решений.
1.3 Принципы формирования и реализации программы
Работа строится на основе главных методических принципов:
- учет возрастных особенностей детей,
- доступность материала,
- постепенность его усложнения.
Основой организации работы с детьми по данной программе является
система дидактических принципов:
1. Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью
развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
2. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое
действие, а не пассивное созерцание со стороны.
3. Принцип доступности, последовательности и системности
изложения программного материала.
4. Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность
выбора.
5. Принцип наглядности.
6.
Принцип
психологической
комфортности
–
создание
образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих
факторов образовательного процесса.
7. Принцип минимакса – обеспечение индивидуального развития
ребенка своим темпом.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение
результата обучения, овладение дошкольниками основами шашечной игры.

4

1.4 Отличительные особенности программы
Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её
привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и
занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности
для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски
комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё
это нужно отнести к категории творчества.
Обучение игре «шашки» представляет собой воспитательный процесс,
характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими
признаками (ведущая роль педагога – специалиста, направленность
деятельности педагога и детей на реализацию задач воспитания и обучения,
построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими
общепедагогическими принципами и т.д.).
В то же время игра в шашки имеет свои специфические особенности,
которые отличают ее от других видов деятельности. Прежде всего – это
процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей
упорядоченное формирование и совершенствование умений и навыков наряду
с оптимизацией развития человека.
Основное направление предложенной программы обучения игре в
шашки детей старшего дошкольного возраста характеризуется наличием
нестандартной методики, выражающей идеи гармоничного развития ребенка.
Программа поможет педагогу полностью раскрыть творческие
способности детей, повысить уровень их подготовленности к этой игре.
Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в
процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка
постоянно учитывать его интересы и наклонности.
- Безусловно, особое внимание уделять нравственно – волевому качеству
личности,
создавая
благоприятные
условия
для
полноценного
психофизического развития ребенка.
Подбор материала программы, его продуманное – от простого к
сложному – расположение дают возможность сравнить творческие
достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту,
глубину и неисчерпаемость игры в шашки.
Программа служит для того, чтобы воспитанники смогли овладеть этой
игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные
знания на практике.

5

1.5 Планируемые результаты освоения программы
По окончанию обучения по программе ребенок должен знать:
- историю появления шашек;
- белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, начальное положение;
- название шашечных фигур: простая шашка, дамка;
- правила хода и взятие шашки в дамки;
- общие принципы разыгрывания партий;
- несколько разновидностей игр в шашки («Уголки», «Поддавки» и др.);
- тактические приемы и особенности их применения;
- отличие международных шашек от русских.
По окончанию обучения по программе ребенок должен уметь:
- анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;
- ориентироваться на шашечной доске;
- правильно помещать шашечную доску между партнёрами;
- правильно расставлять шашки перед игрой;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами
без нарушения правил;
- производить простейшие комбинации;
- соблюдать правила поведения при игре в шашечных турнирах;
- решать простые шашечные задачи
- ставить известные ловушки и не попадать в них самим;
- доводить до конца простые выигрышные окончания,
- творчески подходить в придумыванию простейших шашечных задач.
Итогом проделанной работы являются:
- повышение уровня развития мышления;
- повышение интереса к игре.
В ходе освоения программы предполагается развить следующие
качества личности: целеустремленность, уверенность, силу воли, умение
уважать соперника, умение логически мыслить, память, внимание, радость
творчества.
Возможные способы оценки личностных качеств обучающихся: беседы
с родителями и детьми, наблюдение в период учебы, при подготовке и участии
в соревнованиях, при обсуждении успехов и анализе ошибок, выявление
характера взаимоотношений воспитанников в коллективе.

6

1.6 Педагогическая
результатов

диагностика

достижения

планируемых

Педагогом дополнительного образования проводится мониторинг
степени освоения ребенком Программы, его образовательных достижений.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) предусмотрено
использовать исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе педагогической диагностики индивидуального развития детей
используются показатели, разработанные Давыдовой Т.Г., Атаян Г.М.
«Обучение детей игре в шашки» (Справочник старшего воспитателя № 8
2011 г.).
Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года,
фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.
Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки
предусматривает такие методы как:
- беседа с ребенком,
- наблюдение за детьми во время занятий,
- выполнение практических заданий,
- опрос родителей по выполнению игровых заданий ребенком дома.
Диагностическая
карта
сформированности
умения
старших
дошкольников играть в шашки.
Ф.И.
ребенка

Расставляет
шашки на
поле

Начало
игры

Ход
шашек

Бой
Решение
шашек
диаграмм
соперника

Дамка

Доводит
игру до
конца

1.
2.

Методика проведения диагностики:
- Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов
для дальнейшей игры.
- Кто начинает игру и почему?
- Как определить, кто играет белыми шашками?
- Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает
ходы.
- В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность
7

бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
- Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным
условием.
- Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой
проходит непосредственно во время игры.
- Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со
сверстниками.
- Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться
выяснить причину.
- Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых
у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой
мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень - ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень - для правильного выполнения задания ребенку требуется
несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень - ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

8

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание образовательной деятельности
Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого
объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде
сказок.
Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы
теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными
навыками.
Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной,
нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической
деятельности
Содержание обучающего модуля программы по темам.
- Шахматная доска и фигуры.
- Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии
личности.
- Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о
здоровом образе жизни.
- Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение.
- Легенда о возникновении шашек. Ходы и взятие фигур.
- Упражнения на выполнение ходов пешками.
- Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на
ограничение подвижности фигур.
- Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
- Цель и результат шашечной партии.
- Способы защиты. Открытые и двойные ходы.
- Обучение алгоритму хода.
Тактические приемы и особенности их
применения.
- Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка,
виды связок и защита от неё.
- Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение
пространства, уничтожение защиты.
- Понятие о комбинации.
- Выигрыш, ничья, виды ничьей.
- Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
- Общие принципы разыгрывания партии
- Понятие о шашечном турнире, правила поведения при игре в шашечных
турнирах.
- Правила поведения в соревнованиях.
- Спортивная квалификация.
- Анализ учебных партий, игровая практика.
- Особенности хода «дамки». Упражнения на выполнение ходов дамкой.
- Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на
определенную и на неизвестную темы.
9

2.2 Формы, методы и средства реализации программы
Основная форма организации работы с детьми - подгрупповые занятия с
осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов
обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в
занимательной, игровой форме.
Формы обучения:
1.Практическая игра.
2.Решение задач, комбинаций и этюдов.
3.Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4.Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.
Методы обучения:
- формирования сознания детей (объяснение, показ, личный пример, беседа,
обсуждение и др.);
- организации деятельности и формирование опыта игры в шашки (задание,
требование, создание ситуации, обсуждение ситуации, демонстрация,
наблюдение за игрой других и др.);
- стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, игра,
поощрение и др.);
- контроля эффективности образовательного процесса.
Методы проведения игровых встреч:
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач,
этюдов, соревнования, работа над ошибками.
По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра,
соревнования, развлечения.
Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии
дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.
Средства обучения:
картинки, иллюстрации;
схемы, карточки-задания;
магнитная шашечная доска;
комплекты шашек и досок (7-8 комплектов);
шахматные часы (2-3 комплекта).

10

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Особенности организации предметно – пространственной
среды
Предметно-развивающая
среда
представляет
собой
хорошо
оборудованное пространство. Для реализации Программы имеется кабинет,
оснащённый мебелью, дидактическим материалом для организации
деятельности с детьми.
При оснащении кабинета учтены принципы:
- системности: весь материал систематизированы по разделам;
- доступности: расположение на уровне глаз ребенка;
- здоровьесбережения: в соответствии с СанПиН;
- учёта возрастных особенностей: материал подобран в соответствии с
возрастом детей;
- мобильности: пособия легко снимаются, переносятся;
- вариативности: пособия многовариантны.
3.2 Материально - техническое обеспечение Программы,
обеспеченность методическими материалами
Оборудование: мебель (столы - 5 шт, стулья - 10шт).
Игровой набор: доска шахматная (шашечная), шашки (8 – 10 шт.)
Мультимедийное оборудование: ноутбук, интерактивная доска,
проектор
Комплекс интерактивных обучающих и развивающих «Инженерная
школа»
3.3 Учебно-методическое сопровождение программы
Абдулин. В. И. Начало в шашечной партии. - М.: Физкультура и спорт, 1965; 72 с.
Барский. Ю. П., Герцензон Б. П. Приключения на шашечной доске - Л.:
Ленинздат, 1969, - 128 с.
Василевский Р. Г. Учимся играть в шашки. - Киев: Здоров я, 1985, - 88 с.
Медведев В. Необычные шашки: 50 новых шашечных игр. – Изд. 2-е – Ростов
н/Д: Феникс, 2015.
Медведев В. Новые игры для ума: развиваем логику нестандартно. – Ростов
н/Д: Феникс, 2016.
Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. - Росто н/Д: Феникс, 2007, 11

160 с.
Погрибной В.К., Юзюк В.Я. Шашки для детей. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д:
Феникс, 2015.
3.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
В МБДОУ - детский сад № 251 созданы необходимые кадровые условия
для реализации образовательной Программы дополнительного образования
«Шашки».
Педагог имеет высшее педагогическое образование; присвоена высшая
квалификационная категория
3.5 Учебный план
Образовательная
деятельность
по
реализации
программы
осуществляется во второй половине дня, один раз в неделю. Это время дает
большие возможности для самореализации детей - самостоятельных игр,
дополнительных занятий, проектной и событийной деятельности.
Примерный календарно - тематический план
Месяц

Тема занятий

Октябрь

История шашек.
Шашечная доска и шашки.
Знакомство с расположением шашек на игровом поле.
Практическая игра.
Знакомство с правилами игры, с понятием центр.
Практическая игра.
Ноябрь Шашка против шашки. Практическая игра.
Две шашки против одной. Практическая игра.
Две шашки против двух. Практическая игра.
Закрепление. Две шашки против двух. Практическая игра.
Декабрь Значение дамки в игре. Обыгрывание ситуаций.
Знакомство с технологией игры.

Январь

Кол-во
занятий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Практическая игра «Ловушка»
Практическая игра.

1
1

Дамка против дамки. Практическая игра.

1

Обыгрывание приёма. Практическая игра.
Две дамки против одной. Практическая игра.
Закрепление. Две дамки против одной. Практическая игра.

1
1
1
12

Февраль Три дамки против одной.
Закрепление. Три дамки против одной. Практическая
работа.
Обыгрывание приёма: «Ловушка»

1
1

Обыгрывание приёма: «Дамка против дамки»
Обыгрывание приёма: «Две дамки против одной»
Март
Соревнование между девочками группы
Соревнование между мальчиками группы
Соревнование между девочками группы
Соревнование между мальчиками группы
Апрель
Практическая игра
Практическая игра
Соревнования между детьми, родителями и педагогами
Соревнования между детьми, родителями и педагогами
Май
Знакомство с игрой уголки. Практическая игра
Практическая игра
Шашечный турнир
ИТОГО ЗАНЯТИЙ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32

1

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».