1 Общие положения 1.1. Положение о психолого-педагогическом консилиуме (далее – Положение о ППк) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 251 (далее – МБДОУ – детский сад № 251) разработано в соответствии с - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Распоряжением Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого – педагогическом консилиуме образовательной организации», Письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», - Уставом МБДОУ – детский сад № 251. 1.2. Психолого-педагогический консилиум является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, направленной на решение задач комплексной оценки особенностей развития, возможностей, особых образовательных потребностей воспитанников и определения стратегии оказания психолого – педагогической помощи как в дошкольном образовательном учреждении, так и за его пределами. 1.3. Консилиум служит для формирования всестороннего и целостного представления об отдельном воспитаннике, группе, которое складывается из профессиональных мнений педагогов им специалистов сопровождения, а также участников образовательной деятельности, заинтересованных в успешном воспитании, обучении и развитии детей. 1.4. Целью деятельности консилиума является разработка системы психолого – педагогической помощи воспитанникам, имеющим трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, исходя из реальных возможностей детского сада и в соответствии с особыми образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья детей. 1.5. Задачами ППк являются: - выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении воспитанников для последующего принятия решений об организации психологопедагогического сопровождения; - разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников; - консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей воспитанников; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования; - контроль за выполнением рекомендаций ППк. 2 Организация деятельности ППк 2.1. ППк создается на базе МБДОУ – детский сад № 251 на основании приказа заведующего МБДОУ. Для организации деятельности ППк в МБДОУ – детский сад № 251 оформляются: - Приказ заведующего МБДОУ о создании ППк с утверждением состава ППк, - Положение о ППк, утвержденное заведующим МБДОУ. 2.2. В ППк ведется документация согласно Приложению №1. Документы хранятся в кабинете заведующего, срок хранения документов ППк – 5 лет. 2.3. Общее руководство деятельностью ППк возлагается на заведующего МБДОУ – детский сад № 251. 2.4. Состав ППк: председатель, заместитель председателя, секретарь и члены ППк. ППк формируется из следующих специалистов: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели групп МБДОУ – детский сад № 251. 2.5. Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или лица, исполняющего его обязанности. 2.6. Ход заседания фиксируется в протоколе (приложение 2). Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания ППк. 2.7. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику воспитанника и рекомендации по организации психолого – педагогического сопровождения, фиксируются в заключении (приложение 3). Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого – педагогического сопровождения обследованного воспитанника. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных представителей) воспитанника с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным воспитанником, и специалистов, участвующих в его психолого – педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания. 2.8. При направлении воспитанника на психолого-медикопедагогическую комиссию (далее - ПМПК) оформляется Представление ППк на воспитанника (приложение 4). Представление ППк на воспитанника для предоставления на ПМПК выдается родителям (законным представителям) под личную подпись. 2.9. Члены ППк обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность информации, полученной в результате обследования. 3. Режим деятельности ППк 3.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом МБДОУ – детский сад № 251 на обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанников и отражается в графике проведения заседаний. 3.2. Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые. 3.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции, для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого – педагогического сопровождения воспитанников. 3.4. Внеплановые заседания ППк проводятся - при зачислении нового воспитанника, нуждающегося в психолого – педагогическом сопровождении; - при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития воспитанника; - при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие воспитанника в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанника, педагогических и руководящих работников МБДОУ – детский сад № 251; - с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях. 3.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации воспитанника. На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого – педагогического сопровождения воспитанника. 3.6. Деятельность специалистов ППк осуществляется бесплатно. 3.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанников. 3.8. Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется МБДОУ – детский сад № 251 самостоятельно. 4. Проведение обследования 4.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого воспитанника. 4.2. Обследование воспитанника специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников МБДОУ – детский сад № 251 с письменного согласия родителей (законных представителей) (Приложение № 5). 4.3. Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение заседания ППк. 4.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций воспитаннику назначается ведущий специалист: воспитатель или другой специалист. Ведущий специалист представляет воспитанника на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости). 4.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк. 4.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации воспитанника. 5. Содержание рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников 5.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе: - разработку адаптированной образовательной программы; - разработку индивидуального учебного плана воспитанника; - адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; - предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего воспитаннику необходимую техническую помощь, на полугодие, учебный год / на постоянной основе; - другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции МБДОУ – детский сад № 251. 5.2. Рекомендации ППк по организации психолого – педагогического сопровождения воспитанника на основании медицинского заключения могут включать условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе - снижение двигательной нагрузки; - предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего воспитаннику необходимую техническую помощь; - другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции МБДОУ – детский сад № 251. 5.3. Рекомендации ППк по организации психолого – педагогического сопровождения воспитанника, испытывающего трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации могут включать в том числе: - проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционноразвивающих и компенсирующих занятий с воспитанником; - разработку индивидуального учебного плана воспитанника; - адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; - профилактику асоциального поведения воспитанника; - другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции МБДОУ – детский сад № 251. 5.4. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей). 6. Права и обязанности участников ППк 6.1. Родители (законные представители) воспитанника имеют право: - присутствовать при обследовании воспитанника, принимать участие в заседании ППк при обсуждении вопроса освоения ребенком содержания образовательной программы, степени его социализации и адаптации; - знакомиться с результатами обследования и коллегиальным заключением; - вносить свои замечания и предложения по созданию специальных образовательных условий; - получать консультации специалистов ППк по вопросам реализации мер, необходимых для разрешения трудностей в развитии, воспитании, обучении, адаптации, включая определение видов, сроков оказания психологопедагогической помощи; - получат информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности ППк. 6.2. Родители (законные представители) обязаны: - неукоснительно следовать рекомендациям ППк (в ситуации согласия с его решениями); - обеспечивать посещение воспитанникам коррекционно – развивающих занятий и курсов специалистов сопровождения. 6.3. Специалисты ППк обязаны: - руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими принципами, подчиняя их исключительно интересам детей и их семей; - применять в своей деятельности современные психолого-педагогические подходы в воспитании, обучении, развитии и социализации воспитанников; - не реже одного раза в полугодие вносить в карту развития воспитанника сведения об изменениях в состоянии его развития в процессе психолого – педагогического сопровождения; - соблюдать конфиденциальность и нести ответственность за несанкционированное разглашение сведений о детях и их семьях. 6.4. Специалисты ППк имеют право: - иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения воспитанников, испытывающих трудности в освоении образовательной программы, развитии и социальной адаптации в рамках собственной профессиональной компетенции, отражать его в документации ППк; - представлять и отстаивать свое мнение об особенностях воспитанников и направлениях собственной деятельности в качестве представителя дошкольного образовательного учреждения при обследовании ребенка на ПМПК. 8 Заключительные положения 8.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме является локальным нормативным актом МБДОУ – детский сад № 251, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с родительской общественностью и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего МБДОУ – детский сад № 251. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 8.1, настоящего Положения. 8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Приложение 1 Документация ППк в детском саду В перечень документации психолого – педагогического консилиума в МБДОУ – детский сад № 251 входит: - приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов Консилиума; - Положение о ППк в МБДОУ – детский сад № 251; - график проведения плановых заседаний ППк на учебный год; - журнал учета заседаний Консилиума и воспитанников, прошедших ППк; - протоколы заседания ППк; - карта развития воспитанника, получающего психолого-педагогическое сопровождение: - журнал направлений воспитанников на ПМПК; - коллегиальные заключения ППк; - представление воспитанника на ПМПК; - согласие родителей (законных представителей) на обследование и психолого-педагогическое сопровождение. Приложение 2 Протокол заседания психолого-педагогического консилиума наименование ОО N ____ от "____" ____________ 20___ г. Присутствовали: И.О. Фамилия (должность в ОО, роль в ППк), И.О. Фамилия (мать/отец ФИО обучающегося). Повестка дня: 1. ... 2. ... Ход заседания ППк: 1. ... 2. ... Решение ППк: 1. ... 2. ... Приложения (характеристики, представления на обучающегося, результаты продуктивной деятельности обучающегося, копии рабочих тетрадей, контрольных и проверочных работ и другие необходимые материалы): 1. ... 2. ... Председатель ППк _______________________________ И.О. Фамилия Члены ППк: И.О. Фамилия И.О. Фамилия Другие присутствующие на заседании: И.О. Фамилия И.О. Фамилия Приложение 3 Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума (наименование образовательной организации) Дата "____" ____________ 20___ года Общие сведения ФИО воспитанника: Дата рождения воспитанника: Образовательная программа: Причина направления на ППк: класс/группа: Коллегиальное заключение ППк (выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии, обучении, адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания психолого-медико-педагогической помощи. Рекомендации педагогам Рекомендации родителям Приложение: (планы коррекционно-развивающей работы, индивидуальный образовательный маршрут и другие необходимые материалы): Председатель ППк ______________________________ И.О. Фамилия Члены ППк: И.О. Фамилия И.О. Фамилия С решением ознакомлен(а) _________________/_______________________ (подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) С решением согласен(на) _________________/________________________ (подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) С решением согласен(на) частично, не согласен(на) с пунктами: __________________________________________________________________ ________________/________________________________________________ (подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) Приложение 4 Представление психолого-педагогического консилиума на воспитанника для предоставления на ПМПК (ФИО, дата рождения, группа/класс) Общие сведения: Дата поступления в образовательную организацию; Программа обучения (полное наименование); Форма организации образования: - в группе/классе группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, Лекотека и др.); класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...; - на дому; - в форме семейного образования; - сетевая форма реализации образовательных программ; - с применением дистанционных технологий Факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): - переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), - перевод в состав другого класса, - замена учителя начальных классов (однократная, повторная), - межличностные конфликты в среде сверстников; - конфликт семьи с образовательной организацией, - обучение на основе индивидуального учебного плана, - надомное обучение, - повторное обучение, - наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.; Состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и количество детей/взрослых); Трудности, переживаемые в семье (материальные, хроническая психотравматизация, особо отмечается наличие жестокого отношения к ребенку, факт проживания совместно с ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным поведением, психическими расстройствами - в том числе братья/сестры с нарушениями развития, а также переезд в другие социокультурные условия менее, чем 3 года назад, плохое владение русским языком одного или нескольких членов семьи, низкий уровень образования членов семьи, больше всего занимающихся ребенком). Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации: 1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент поступления в образовательную организацию: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично опережало). 2. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент подготовки характеристики: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отстает, отстает, неравномерно отстает, частично опережает). 3. Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная. 4. Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за период нахождения в образовательной организации*. 5. Динамика освоения программного материала: - программа, по которой обучается ребенок (авторы или название ОП/АОП); - соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы или, для обучающегося по программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения) или, для обучающегося по программе основного, среднего, профессионального образования: достижение образовательных результатов в соответствии с годом обучения в отдельных образовательных областях: (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная). 6. Особенности, влияющие на результативность обучения: - мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), - сензитивностъ в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), - эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), - истощаемостъ (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство). Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); - занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия, - регулярность посещения этих занятий, - выполнение домашних заданий этих специалистов. Характеристики взросления**: - хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний - например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.); - характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению); - отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей); - отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них); - характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер); - значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная); - значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях); - способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована "на словах"); - самосознание (самооценка); - принадлежность к молодежной субкультуре(ам); - особенности психосексуального развития; - религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим); - отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена); - жизненные планы и профессиональные намерения. Поведенческие девиации**: - совершенные в прошлом или текущие правонарушения; - наличие самовольных уходов из дома, бродяжничество; - проявления агрессии (физической и/или вербальной) по отношению к другим (либо к животным), склонность к насилию; - оппозиционные установки (спорит, отказывается) либо негативизм (делает наоборот); - отношение к курению, алкоголю, наркотикам, другим психоактивным веществам (пробы, регулярное употребление, интерес, стремление, зависимость); - сквернословие; - проявления злости и/или ненависти к окружающим (конкретизировать); - отношение к компьютерным играм (равнодушен, интерес, зависимость); повышенная внушаемость (влияние авторитетов, влияние дисфункциональных групп сверстников, подверженность влиянию моды, средств массовой информации и пр.); - дезадаптивные черты личности (конкретизировать). Информация о проведении индивидуальной профилактической работы (конкретизировать). Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы. Дата составления документа. Подпись председателя ППк. Печать образовательной организации. Дополнительно: 1. Для обучающегося по АОП - указать коррекционно-развивающие курсы, динамику в коррекции нарушений; 2. Приложением к Представлению для школьников является табель успеваемости, заверенный личной подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного лица), печатью образовательной организации; 3. Представление заверяется личной подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного лица), печатью образовательной организации; 4. Представление может быть дополнено исходя из индивидуальных особенностей обучающегося. 5. В отсутствие в образовательной организации психолого-педагогического консилиума, Представление готовится педагогом или специалистом психолого-педагогического профиля, в динамике наблюдающим ребенка (воспитатель/учитель начальных классов/классный руководитель/мастер производственного обучения/тьютор/психолог/дефектолог). ______________________________ * Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ** Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением Приложение 5 Согласие родителей (законных представителей) обучающегося на проведение психолого-педагогического обследования специалистами ППк Я, ________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (номер, серия паспорта, когда и кем выдан) являясь родителем (законным представителем) _________________________ (нужное подчеркнуть) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (ФИО, группа, которую посещает воспитанник, дата (дд.мм.гг.) рождения) выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования. «________» ___________ 20___г. /________________/_____________________________ (подпись) (расшифровка подписи)