В пункте 1.3 Части, формируемой участниками образовательных отношений, дополнить детский контингент категорией (группой) «Дети из семей, находящихся в социально опасном положении». Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП), - это семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их содержанию, воспитанию и обучению, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении (далее СОП) - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Дети из семей, находящихся в социально опасном положении или в тяжелой жизненной ситуации, отличаются: - задержкой темпов интеллектуального и психического развития; - неумением общаться и поддерживать эмоциональные контакты; - негативным эмоциональным состоянием (страхи, неврастения, неврозы, стресс, подверженность нервно-психическим расстройствам); - нарушениями поведения (агрессивность, гиперактивность, тревожность, аутизм); - низким уровнем сформированности игровых навыков; - отсутствием или слабо сформированными навыками личной гигиены; - подвержены хроническим заболеваниям. Внести дополнения в пункт 2.5 Части, формируемой участниками образовательных отношений, следующего содержания: Взаимодействия педагогического коллектива с семьями, находящимися в социально опасном положении. Дошкольное образование является первым и самым ранним звеном в системе общего образования в России. Именно поэтому, особая роль в выявлении семей на ранней стадии неблагополучия лежит на специалистах, педагогах дошкольных учреждений и является одним из наиболее значимых условий эффективности социальной, психологической и педагогической поддержки. В первую очередь работа детского сада с семьей должна быть профилактическая. Профилактика предполагает в первую очередь работу со здоровыми семьями, во вторую, раннее выявление семей и детей нуждающихся в помощи. Выявив семью, важно определить какой вид помощи нужно оказать этой семье, добиться доверия семьи, ребенка, связаться со специалистами, которые могут оказать реальную помощь. Цель профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении: - предупреждение безнадзорности, беспризорности, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; - обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; 2 - социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; - создание единого информационного поля для учета семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; - создание механизма оперативного выявления семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; - осуществление оперативного обмена информацией между образовательными учреждениями и службами системы профилактики. Приемы (методы) работы с неблагополучными семьями. 1. Убеждение - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка; 2. Моральная поддержка – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным; 3. Вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы: 4. Готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях; 5. Нравственное упражнение по формированию нравственных качеств. 3