Доп.программа Волшебная соль

Содержание
Пояснительная записка

3

Направленность

3

Новизна

5

Актуальность программы

5

Педагогическая целесообразность

5

Цель

5

Задачи программы

6

Отличительные особенности

6

Возраст детей

7

Сроки реализации

7

Формы и режим образовательной деятельности

8

Ожидаемые результаты и способы их определения

9

Формы подведения итогов

10

Учебно-тематический план

11

Содержание программы

13

Методическое обеспечение

24

Список литературы

1

Пояснительная записка
Направленность
Дополнительная
образовательная
программа
гуманитарной
направленности «Волшебная соль» разработана в соответствии с нормативно
- правовыми основами:
 Конституция РФ, ст. 43, 72;
 Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
 Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»;


Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования
от 28.02.2014г. №08-249;
 Концепция дошкольного воспитания;
 Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания"»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)"»;
2

 Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О Примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
 Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г., № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по ДООП, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196»;
 Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения – детский сад № 251
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в
жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является
приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения.
Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления
представлений об окружающем мире. Ведущим познавательным процессом в
раннем возрасте является восприятие. Если ребенок не получит
способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут
обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств
предметов и явлений окружающего мира.
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через
чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко
включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с
удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает
практика, если ребенка в раннем возрасте не научить исследовательским
действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет
устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при
ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать
ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности
для познавательной деятельности.
Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно
включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующий
формированию у него исследовательских действий.
Основные задачи формирования восприятия взаимосвязаны с задачами
развития речи, движений, игровых умений. Наблюдения, опыты и
эксперименты способствуют формированию у детей познавательного
3

интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с
окружающим миром.
Формирование исследовательских действий происходит в предметной
деятельности. Для успешной ее организации необходимо создать
нестандартную, инновационную предметно - развивающую среду.
Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего
возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего
мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина),
группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения,
соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно с взрослыми
выполняют некоторые исследовательские действия, используют их в
самостоятельной деятельности.
Проявляют интерес, любопытство,
жизнерадостность.
Игры с песком – прекрасная возможность выразить своё отношение к
окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на
мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребёнка.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания
психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на
становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее
отношение к людям и всему живому. Во многих случаях игра с песком
выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как,
например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих
нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве
вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить
его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто
можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического,
развивающего средства.
В играх с песком дети обретают внутреннюю свободу и уверенность,
что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на
песке, а затем и в реальной жизни!
Новизна
Новизна заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов
и приёмов в работе с песком. Для того, чтобы заинтересовать родителей
работой кружка, в группе регулярно организуются консультации для
родителей о технике и комплексах с песком в домашних условиях.
Проводятся консультации, презентации, на которых воспитатель
показывает родителям, как работать 4нетрадиционными техниками – работой

с песком.
Новизна данной программы так же заключается в использовании
художественного творчества как способа психологической работы с детьми.
Актуальность
Дошкольное детство – это важный период в жизни детей. Именно в
этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького
исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя
незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская
деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка,
реализуются его потенциальные возможности и первые проявления
творчества.
Одной из актуальных проблем является сегодня изучение
эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Эмоции играют важную
роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и
реагировать на нее. Никакое общение и взаимодействие не будет
эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное
состояние другого и управлять собственными эмоциями.
Чем нам поможет песок?
Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и
понятным. Однако на самом деле это удивительный и простой материал. И
дети, и взрослые могут часами возиться на песке, строить песчаные замки
или же просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок,
вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов
способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции,
которые порой так трудно передать с помощью слов. Игры с песком имеют
большое значение для развития познавательных процессов, влияют на
становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее
отношение к людям и всему живому, развивается связанная и образная речь.
Педагогическая целесообразность
По мнению психологов и педагогов, дошкольный возраст наиболее
благоприятный для развития мышления, воображения - психического
процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие
творчества - одна из главных задач дошкольного образования и воспитания.
Программа дополнительной образовательной услуги - «Волшебная
соль» является инновационным образовательным документом.
5

Программа разработана в соответствии с законом РФ «Об
образовании» и с действующим Федеральным Государственным
Образовательным Стандартом. Она направлена на эмоциональное
благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.
Цель
Развивать эмоциональную сферу, гуманные качества личности ребёнка,
социальную адаптацию, мелкую моторику, повышение уровня развития
познавательных и творческих способностей у детей 2 – 3 лет.
Задачи
1. Создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы
детей, атмосферы благополучия в детском саду.
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук ребёнка, их тактильных ощущений
посредством игровых упражнений.
3. Совершенствовать восприятие цвета, формы, величины, пространства и
времени.
4. Развивать концентрацию, переключение и распределение внимания.
5. Изучение правил поведения при игре с песком.
6. Формирование представлений детей о свойствах сухого и влажного песка.
7. Снижение психофизического напряжения.
8. Развитие творческих способностей и фантазии детей, с помощью
самостоятельной деятельности ребят.
9. Развитие тактильно – кинестетической чувствительности.
10. Актуализация эмоций.
11. Использование расслабляющих упражнений с использованием
музыкотерапии.
Программа разработана для детей 2 - 3 лет. Рассчитана на один
учебный год.
Занятия проводятся во второй половине дня индивидуально 1 раз в
неделю. Длительность занятия составляет 10 минут.
При проведении занятий соблюдаются правила техники безопасности и
санитарно - гигиенические требования.
Работа кружка «Волшебная соль» нацелена на общее развитие ребёнка
и содержит задания разных видов с различными материалами.
Последовательность тем в учебно - тематическом плане выстроена с
учётом возрастных особенностей детей. У детей раннего возраста
6

практически отсутствует способность к длительной концентрации внимания
на одном и том же материале, поэтому содержание занятий предусматривает
чередование различных видов деятельности и материалов.
Программа включает теоретическую и практическую работу.
Работа осуществляется в соответствии с основными дидактическими
принципами:
- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к
сложным.
- Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении
ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной.
Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих
однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на
возможности и необходимости вариативных путей решения задач;
стимулируют
к
творческим
поискам
и
находкам,
развивают
наблюдательность.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно
- образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается
на восприятие или представление.
- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в
воспитательный процесс.
- Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с
воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с
семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех
видов изобразительной деятельности.
- Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление,
полученное ребенком от окружающей действительности.
- Принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект
в совместной с педагогом деятельности.
- Принцип доступности материала.
Характеристика детей 2 - 3 лет.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает
развиваться предметная деятельность, ситуативно - деловое общение ребёнка
и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы
произвольного поведения, игры, наглядно - действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с условием культурных
способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и
орудийные действия.
7

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность,
преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе
предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только
объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную
активность ребёнка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает
развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает
самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия
окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы
взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество
понимаемых
слов
значительно
возрастает.
Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к
ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ
взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они
осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые
предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части
речи. Активный словарь достигает примерно 1 000 – 1 500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения
ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды
деятельности:
игра,
рисование,
конструирование.
Игра
носит
процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются
с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего
года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем,
что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо
предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» окружности и отходящих от неё линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые
ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:
осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать
мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический
слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но
произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно - действенное. Её
особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка
проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.
8

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов,
импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко
заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период
начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена
развитием орудийных действий и речи.
У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают
формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с
именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок
осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него
формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных
проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и
др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Формы и режим образовательной деятельности.
Методы и приемы песочной терапии, используемые в работе.
1. Исследовательская, практическая деятельность, которая включает в себя
работу с раздаточным материалом (формочки, кисточки, элементы
экспериментирования, наблюдения).
2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы
театрализации).
3. Словесные методы: беседы, рассказ педагога, чтение произведений
литературы: стихи, сказки, использование фольклорного жанра.
4. Наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций,
моделирование.
Интеграция образовательных областей.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных
областей.
Познавательное развитие: расширение знаний об окружающем мире;
знакомство с новыми техниками.
Социально-коммуникативное
развитие:
социальная
адаптация,
решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений,
желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное
отношение к материалам и инструментам.
9

Речевое развитие: умение владеть устной речью, выражать свои мысли
и желания, умение построить речевые высказывания в общении со
сверстниками.
Художественно-эстетическое развитие: обогащение сенсорного
опыта, эстетическое восприятие окружающих предметов; чтение стихов,
рассказов, пословиц и поговорок; прослушивание музыкальных
произведений.
Физическое развитие: развитие общей и мелкой моторики, выполнение
физкультминуток, пальчиковой и дыхательной гимнастики, гимнастики для
глаз, самомассажа.
Основной формой является комбинированная образовательная
деятельность, которая включает в себя: организационный момент, разминку,
закрепление предыдущего материала, введение нового материала (теория).
Затем, как правило, следует игровая часть, то есть непосредственно сама
работа (практика), и подведение итогов – озвучивание результатов.
Обучение происходит в увлекательной, преимущественно игровой
форме, в виде практических заданий, в виде заданий на развитие внимания,
памяти, мышления. Особенностью методики проведения является
разнообразие активных видов детской деятельности, а именно формы
тренировочных заданий многообразны, смена которых позволяет избегать
монотонности, снимает напряжение и усталость.
Ожидаемые результаты и способы их определения
В течение занятий можно выяснить:
- Уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи,
лексику), если ребёнок говорящий.
- Уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в
песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета).
- Эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации,
устойчивость).
- Стиль семейных отношений (диалоги между героями).
- Уровень развития таких психических процессов, как произвольная и
непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы,
цвета, размера.
- Устойчивость и распределение внимания, работоспособность.
- Воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
10

- Состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берёт мелкие игрушки или
роняет их).
В конце занятия воспитатель выясняет следующие качества ребёнка:
- Уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по
местам, доводит ли дело до конца).
- Уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимание.
- Умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для
каждой игрушки), сообразительность.
- Уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения.
Ожидаемые результаты.
- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
- Позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная
картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов.
- Развитие моторных способностей детей, через овладение ручными
многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические
функции.
- Снижение эмоциональной тревожности.
- Повышение самооценки.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Закрепление положительных поведенческих реакций.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Повышение и обогащение словарного запаса.
Предполагаемый результат.
- Иметь знания о форме, фактуре, цвете предметов.
- Владеть разнообразными традиционными и нетрадиционными техниками,
их применением.
- Уметь творчески самовыражаться, получать возможность фантазировать,
изобретать.
- Повысить заинтересованность, удовлетворяющую потребность ребёнка в
деятельности.
- Владеть
умениями
создавать
формы
предметов,
используя
нетрадиционный материал для передачи образа.
- Уметь правильно активизировать движения пальцев руки, синхронно
работать обеими руками при создании образов, предметов.
11

- Уметь передавать эстетические стороны окружающей действительности,
оригинальные, неповторимые художественные образы.
- Иметь представление о свойствах материалов, наблюдать, делать выводы,
подводить итоги.
- Заинтересовать родителей в развитии личности ребёнка и формировании его
креативности.
Прогнозированный результат
Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:
1. Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и
визуальный и педагогом.
2. Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их
способов успешного выполнения.
3. Оригинальность предлагаемых художественных решений. Окрепшая
моторика рук.
Оценка и анализ работ
Организуя игры с песком, педагог не только знакомит детей со
свойствами различных предметов и материалов, но и способствует освоению
представлений о цвете, форме, величине, развивает мелкую моторику
ребенка.
Игры с песком оказывают существенное влияние на сохранение
эмоционального благополучия, т. к. помогают создать радостное настроение,
установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус,
снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство
доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение
психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков
психофизической адаптации.
В песочных играх у детей «включается» механизм естественной
регуляции игрового взаимодействия. Так они получают опыт
самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления
трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким
образом, формируется эмпатия – способность понимать ближнего и
сопереживать ему.

12

Диагностика
К
концу
года
умения
детей должны
расшириться
и
совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить
коммуникабельные и командообразующие способности ребёнка.
Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие
художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности
умений общаться в группе, оказывать поддержку других детей, эмпатию.
Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания.
Основным критерием в оценке композиций, является новое, оригинальное,
придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом
вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое
внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не
допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной
работе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы.
- Оформление выставочного стенда в ДОУ (фотографии работ).
- Выступление на родительских собраниях.
- Консультации.
- Мастер - классы.
- Методические рекомендации для родителей.

13

№

Учебно-тематический план.
Тема

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

1
Тема: «В гостях у песочной феи».
неделя
Знакомство с песком, световым столом.

Кол-во
часов
1

2
Тема: «Здравствуй, песок» (правила).
неделя Дидактическая игра «Удержи песок в ладошке».

1

3
Тема: «Знакомство со свойствами песка»
неделя
(исследовательская деятельность).
Упражнение «Лесенка».

1

4
Тема: «Чудесные ладошки».
неделя Упражнение «Яблоко» (рисование на световом столе).

1

1
Тема: «Рисуем ручками на песке».
неделя
Дидактическая игра «Чудесный песок». Упражнение
«Наполни формочку песком».

1

2
Тема: «Копаем – насыпаем» (исследовательская
неделя деятельность).
Упражнение «Насыпь песок на мельницу».

1

3
Тема: «Мышки в норке».
неделя
Упражнение «Мышонок» (рисование на световом столе).

1

4
Тема: «Что спрятано в песке? Песочные прятки».
неделя Упражнение «Найди камешек».

1

1
Тема: «Гусеница».
неделя
Дидактическая игра «Выложи гусеницу камешками».
Упражнение: «Гусеница» (рисование на световом столе).

1

2
Тема: «Пересыпание сухого песка через воронку»
неделя
(исследовательская деятельность).
Упражнение: «Листик».

1

3
Тема: «Песочный дождик».
неделя
Дидактическая игра «Дождь идёт». Упражнение: «Туча с
дождём» (рисование на световом столе).

1

14

Декабрь
Январь
Февраль

4
Тема: «Песчаный ветер».
неделя
Упражнение «Подуй на песок через соломинку».
Упражнение: «Воздушный шарик» (рисование на световом
столе).

1

1
Тема: «Знакомство с мокрым песком.
неделя
Способы увлажнения песка» (исследовательская
деятельность).

1

2
Тема: «Узоры на песке».
неделя
Дидактическая игра «Украсим ёлочку».
Упражнение: «Ёлочка» (рисование на световом столе).

1

3
Тема: «Отпечатки».
неделя
Упражнение: «Волшебные снежинки» (рисование на
световом столе).

1

4
Тема: «Кто к нам приходил?».
неделя
Дидактическая игра: «Следы».

1

1
Тема: «Мы едем, едем, едем…».
неделя
Игровое упражнение «Рисуем дорожки».
Упражнение: «Машинка» (рисование на световом столе).

1

2
Тема: «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы».
неделя
Упражнение «Рисуем рельсы».
Упражнение: «Паровоз» (рисование на световом столе).
3
Тема: «Дорожки – лабиринты».
неделя
Упражнение: «Выложи дорожку камешками».

1

4
Тема: «Ровняем дорожки, строим мосты».
неделя
(исследовательская деятельность).

1

1
Тема: «Солнышко».
неделя
Дидактическая игра «Лучики для солнышка».
Упражнение: «Солнышко» (рисование на световом столе).
2
Тема: «Клубочки для котят».
неделя
Упражнение «Клубочки» (камешки Марблс).
Упражнение: «Клубочки» (рисование на световом столе).

1

15

1

Март
Апрель
Май

3
Тема: «На дне морском. Что бывает под водой?».
неделя
Дидактическая игра «Найди морскую звезду, рыбок».
Упражнение: «Кит» (рисование на световом столе).

1

4
Тема: «Ручейки, ручьи, речки».
неделя
Упражнение: «Пароход» (рисование на световом столе).

1

1
Тема: «Я пеку, пеку, пеку».
неделя
Упражнение: «Пирожки» (мокрый песок).

1

2
Тема: «Цветочек для мамы».
неделя
Д/игра «Для любимой мамочки» (камешки Марблс).
Упражнение: «Красивый цветок» (рисование на световом
столе).

1

3
Тема: «Угощение для кукол».
неделя
Упражнение: «Вкусный торт» (рисование на световом
столе).
4
Тема: «Точка, точка, запятая».
неделя
Упражнение: «Улыбка» (рисование на световом столе).

1

1

1
Тема: «Выкладывание контуров».
неделя Упражнение «Звёздочки на небе» (камешки Марблс).
Упражнение: «Луна» (рисование на световом столе).

1

2
Тема: «В деревне у бабушки. Домашние животные».
неделя
Упражнение: «Овечка» (рисование на световом столе).

1

3
Тема: «В лесу. Дикие животные».
неделя Упражнение: «Ёжик» (рисование на световом столе).

1

4
Тема: «Зоопарк. Клетка для тигра».
неделя
Упражнение: «Домик» (рисование на световом столе).

1

1
Тема: «Сказка на песке «Курочка Ряба»
неделя Упражнение: «Яичко» (рисование на световом столе).

1

2
Тема: «Сказка на песке «Репка»
неделя
Упражнение: «Репка» (рисование на световом столе).

1

16

3
Тема: «Сказка на песке «Колобок».
неделя Упражнение: «Колобок» (рисование на световом столе).

1

4
Тема: «Сказка на песке «Теремок».
неделя
Упражнение: «Лягушка» (рисование на световом столе).

1

Используемые материалы
- речной песок (промытый, очищенный);
- стол для песочной анимации с подсветкой;
- музыкальное сопровождение (аудио сказки, музыкальные файлы на
компьютере, мультимедийные презентации, мультфильмы),
- индивидуальная песочница (поднос) для рисования на песке;
- таз и влажные салфетки;
- предметы для работы с песком: совочки, грабельки, формочки, мельница,
специальные карандаши для песка;
- набор игрового материала;
- фигурки – миниатюры для репрезентации окружающего и внутреннего мира
ребёнка, природные объекты и подручный материал.
Правила техники безопасности при работе с различными
материала и инструментами
Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами
поведения во время игр с песком:
• нельзя намеренно мешать своим товарищам и разрушать их работы;
• нельзя бросать песок на других детей;
• после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
Методическое обеспечение








Картотека дидактических игр.
Картотека подвижных игр.
Картотека пальчиковой гимнастики.
Картотека дыхательной гимнастики.
Картотека физминуток.
Картотека гимнастики для глаз.
Картотека стихов, загадок, пословиц и поговорок.
17













Компьютер.
Световой стол.
Диски с музыкальным сопровождением.
Индивидуальная песочница (поднос).
Коллекция камешков Марблс.
Иллюстрации по темам.
Предметные картинки.
Цикл бесед по темам.
Предметы для работы с песком.
Разнообразные фигурки и мелкие предметы для игры.
Природный материал.

18

Содержание программы
Сентябрь
Неделя 1
Тема: «В гостях у песочной Феи»
Задачи:
Познакомить детей с новым материалом – песком, со световым столом.
Дать представления о свойствах песка.
Создать у детей радостное настроение.
Содержание:
Беседа о песке, его свойствах.
Знакомство с песочной Феей.
Загадывание загадок.
Пальчиковая гимнастика.
Знакомство с новым оборудованием – световым столом.
Самостоятельная деятельность детей с песком.
Материал и оборудование:
Световой стол, песок, игрушка «Песочная Фея», влажные салфетки,
музыкальное сопровождение.
Неделя 2
Тема: «Здравствуй, песок» (правила).
Задачи:
Познакомить детей с правилами работы с песком.
Создать положительный эмоциональный настрой.
Развивать диалогическую речь.
Воспитывать аккуратность.
Содержание:
Беседа о том, что везде есть правила и их надо соблюдать.
Гимнастика для глаз.
Знакомство с новым материалом – песком.
Объяснение и повторение правил при работе с песком.
Самостоятельная работа детей в песочнице.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, влажные
салфетки, песочный набор.

19

Неделя 3
Тема: «Знакомство со свойствами песка».
Задачи:
Закреплять с детьми правила работы с песком.
Знакомить со свойствами песка.
Учить проводить короткие горизонтальные лини.
Создавать положительный эмоциональный настрой
Содержание:
Беседа о песке, о правилах работы с песком.
Дыхательная гимнастика.
Самостоятельная игра детей с песком.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, влажные
салфетки
Неделя 4
Тема: «Чудесные ладошки».
Упражнение: «Яблоко» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Знакомить со свойствами песка, развивать координацию движений.
Развивать зрительное и тактильное восприятие.
Учить детей заполнять контур рисунка песком, аккуратно брать песок в
ладошку и высыпать тоненькой струйкой.
Содержание:
Беседа о песке.
Самомассаж.
Самостоятельная игра детей с песком, на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, влажные
салфетки
Октябрь
Неделя 1
Тема: «Рисуем ручками на песке».
Д/игра: «Чудесный песок». Упражнение: «Наполни формочку песком».
Задачи
Формировать представления о свойствах сухого песка.
Развивать сенсорные способности.
Развивать мелкую моторику рук.
20

Содержание:
Беседа о свойствам песка.
Пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная работа детей с песком и формочками.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, формочки для
песка, совочек, влажные салфетки
Неделя 2
Тема: «Копаем - насыпаем» (исследовательская деятельность).
Упражнение «Насыпь песок на мельницу».
Задачи:
Формировать знания детей о свойствах сухого песка, об изменчивости его
формы в зависимости от формочки.
Учить способам обследования.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Содержание:
Беседа о песке и его свойствах.
Гимнастика для глаз.
Самостоятельная работа детей с песком и мельницей.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, мельница,
совочек, влажные салфетки
Неделя 3
Тема «Мышки в норке».
Упражнение: «Мышонок» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Знакомство со свойствами песка.
Развивать координацию движений.
Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком.
Учить работать на световом столе.
Содержание:
Беседа о мышках.
Загадывание загадок, чтение стихов.
Дыхательная гимнастика.
Рассматривание иллюстраций.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, игрушка мышки,
влажные салфетки
21

Неделя 4
Тема: «Что спрятано в песке. Песочные прятки».
Упражнение: «Найди камешек».
Задачи:
Учить находить на ощупь спрятанные в песке игрушки, предметы, называть
их, ориентироваться на «песочном листе».
Познакомить с камешками Марблс.
Развивать тактильно – кинестетическую чувствительность.
Способствовать повышению самооценки у детей.
Развивать речь детей.
Содержание:
Беседа о детских играх.
Загадывание загадок.
Физминутка
Самостоятельная работа детей с песком и камешками Марблс.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, камешки Марблс,
влажные салфетки
Ноябрь
Неделя 1
Тема: «Гусеница».
Д/игра: «Выложи гусеницу камешками».
Упражнение: «Гусеница» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Развивать эмоционально – чувствительный опыт детей, творческое
воображение.
Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук.
Продолжать знакомство с камешками Марблс, со световым столом.
Содержание:
Беседа о насекомых.
Чтение стихотворения.
Рассматривание иллюстраций.
Пальчиковая гимнастика.
Выкладывание камешками Марблс на песке.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, камешки Марблс,
влажные салфетки
Неделя 2
Тема: «Пересыпание сухого песка через воронку» (исследовательская
деятельность).
Упражнение: «Листик».
22

Задачи:
Закреплять знания детей о свойствах сухого песка.
Развивать тактильно – кинестетическую чувствительность.
Способствовать развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Содержание:
Беседа о песке, о свойствах песка.
Рассматривание иллюстраций.
Дыхательная гимнастика.
Пересыпание песка через воронку
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, воронка, влажные
Салфетки
Неделя 3
Тема «Песочный дождик».
Д/ игра: «Дождь идёт».
Упражнение: «Туча и дождик» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Учить рисовать на песке вертикальные прямые линии.
Продолжать учить работать на световом столе.
Доставлять детям радость.
Содержание:
Беседа о дождике.
Загадывание загадок, рассматривание картинок.
Рисование на песке.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, влажные
салфетки
Неделя 4
Тема «Песчаный ветер».
Упражнение: «Подуй на песок через соломинку».
Упражнение: «Воздушный шарик» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Развивать тактильную чувствительность, зрительное восприятие, образное
мышление.
Продолжать учить детей насыпать песок тонкой струйкой по контуру
рисунка.
23

Содержание:
Беседа о песке, о правилах работы с песком.
Физминутка.
Игры детей с соломинками.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, соломинки
для коктейля, влажные салфетки
Декабрь
Неделя 1
Тема: «Знакомство с мокрым песком. Способы увлажнения песка»
(исследовательская деятельность).
Задачи:
Закреплять, уточнять, систематизировать знания о природном материале –
песке, о свойствах песка.
Развивать интерес к играм с песком, к исследовательской деятельности.
Развивать тактильные чувства, внимание, воображение, навыки
расслабления.
Содержание:
Беседа о песке, о свойствах песка.
Самостоятельная работа детей с песком.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, леечка,
влажные салфетки
Неделя 2
Тема: «Узоры на песке».
Д/игра: «Украсим ёлочку».
Упражнение: «Ёлочка» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Закреплять знания о сенсорных эталонах, устанавливать закономерности.
Учить детей рисовать прямые наклонные линии.
Развивать мелкую моторику рук.
Повышать тактильной чувствительности.
Содержание:
Беседа о новогодних праздниках, о новогодней ёлке.
Чтение стихов, рассматривание иллюстраций.
Пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, влажные
салфетки
24

Неделя 3
Тема: «Отпечатки».
Упражнение: «Волшебные снежинки» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать чувство симметрии.
Знакомить детей с окружающим миром.
Развивать мышление, разговорную речь.
Закреплять навыки работы со световым столом.
Содержание:
Беседа о зиме, о зимней погоде, о снежинках.
Рассматривание картинок, загадывание загадок.
Гимнастика для глаз.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, влажные
салфетки
Неделя 4
Тема: «Кто к нам приходил?».
Д/игра: «Следы».
Задачи:
Развивать зрительное и тактильное восприятие.
Развивать чувство симметрии.
Продолжать знакомить детей с окружающим миром.
Обогащать разговорную речь детей.
Доставить детям радость.
Содержание:
Повторение правил безопасности при работе с песком.
Беседа о следах, которые дети видели на участке.
Физминутка.
Рассматривание образца следов на картинках.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, мелкие игрушки,
влажные салфетки
Январь
Неделя 1
Тема: «Мы едем, едем, едем…».
Игровое упражнение: «Рисуем дорожки».
Упражнение: «Машинка» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Развивать пространственные представления,
ориентировка на «песочном
25

листке».
Учить детей рисовать на песке прямые линии.
Развивать мелкую моторику рук,
разговорную речь детей.
Продолжать учить детей работать на световом столе, равномерно насыпать
песок на рисунок.
Содержание:
Повторение правил безопасности при работе с песком.
Беседа о машинах.
Пальчиковая гимнастика.
Рисование пальцами на песке.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, игрушки
машинки, влажные салфетки
Неделя 2
Тема: «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы».
Упражнение: «Рисуем рельсы».
Упражнение: «Паровоз» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Расширять представления детей об окружающем мире.
Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично
общаться.
Совершенствовать развитие пальцевой моторики.
Содержание:
Беседа о транспорте.
Рассматривание иллюстраций.
Дыхательная гимнастика.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, игрушка пароход,
влажные салфетки
Неделя 3
Тема: «Дорожки - лабиринты».
Упражнение: «Выложи дорожку камешками».
Задачи:
Развивать тактильную чувствительность, расслабление.
Активизировать интерес.
Знакомить детей с камешками Марблс, учить выкладывать их на песке.
Содержание:
Беседа о песке, о свойствах песка.
Загадывание загадок, чтение стихов. 26

Пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, машинки,
камешки Марблс, влажные салфетки
Неделя 4
Тема: «Ровняем дорожки, строим мосты» (исследовательская деятельность).
Задачи:
Вызывать у детей интерес к исследованиям.
Развивать мыслительные операции.
Стимулировать любознательность.
Формировать навыки коммуникативности, наблюдательности,
самостоятельности.
Содержание:
Беседа о строителях.
Повторить правила безопасности.
Гимнастика для глаз.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, влажные
салфетки
Февраль
Неделя 1
Тема «Солнышко».
Д/игра: «Лучики для солнышка».
Упражнение: «Солнышко» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Развивать творческое воображение детей, связную речь, навык следования
игровому правилу, мелкую моторику рук.
Учить детей рисовать прямые линии разных направлениях.
Содержание:
Беседа о солнышке.
Знакомить детей с новой техникой.
Пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, влажные
салфетки
Неделя 2
Тема: «Клубочки для котят».
Упражнение: «Клубочки» (камешки Марблс).
Упражнение: «Клубочки» (рисование27песком на световом столе).

Задачи:
Учить рисовать спирали, закручивающиеся к центру и раскручивающиеся
наружу.
Развивать мелкую моторику рук.
Повышать тактильную чувствительность.
Содержание:
Беседа о котятах.
Чтение стихов, загадывание загадок.
Физминутка.
Игры с камешками Марблс в песке.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, камешки Марблс,
игрушка котёнок, влажные салфетки
Неделя 3
Тема: «На дне морском. Что бывает под водой?».
Д/игра: «Найди морскую звезду, рыбок».
Упражнение: «Кит» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Развивать и расширять представления об окружающем мире природы.
Развивать тактильную чувствительность, произвольность.
Воспитывать аккуратность.
Развивать эмоциональную сферу.
Содержание:
Беседа о морских обитателях.
Чтение стихов, рассказов.
Дыхательная гимнастика.
Рассматривание иллюстраций, картинок.
Игры с предметами в песке.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, камешки Марблс
(морские звёзды, рыбки), влажные салфетки
Неделя 4
Тема: «Ручейки, ручьи, речки».
Упражнение «Пароход» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Познакомить детей с приёмами увлажнения песка.
Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, аккуратность в
играх с природным материалом.
Развивать навыки взаимодействия с взрослыми.
28

Содержание:
Беседа о водоёмах, о водном транспорте.
Чтение стихов, рассматривание картинок.
Гимнастика для глаз.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, игрушка пароход,
влажные салфетки
Март
Неделя 1
Тема: «Я пеку, пеку, пеку».
Упражнение: «Пирожки» (мокрый песок).
Задачи:
Подвести детей к пониманию того, что формуется только сырой песок.
Учить лепить пирожки из влажного песка.
Развивать мыслительную активность, пальцевую моторику.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, любознательность,
аккуратность.
Содержание:
Беседа об изделиях из теста, о злаках, о хлебе.
Чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание картинок.
Физминутка.
Экспериментирование с песком (сухим и влажным).
Самостоятельная работа детей с влажным песком.
Материал и оборудование:
Индивидуальная песочница (поднос), песок, леечка, влажные салфетки
Неделя 2
Тема: «Цветочек для мамы».
Д/игра: «Для любимой мамочки» (камешки Марблс).
Упражнение: «Красивый цветок» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Развивать мелкую моторику и повышать тактильную чувствительность.
Снижать психоэмоциональное
напряжение.
Создавать положительный эмоциональный настрой.
Содержание:
Беседа о весне, о маме, о цветах.
Чтение стихов о маме, рассматривание иллюстраций.
Пальчиковая гимнастика.
Выкладывание цветочка камешками Марблс на песке.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница
(поднос), песок, камешки Марблс,
29

влажные салфетки
Неделя 3
Тема: «Угощение для кукол».
Упражнение: «Вкусный торт» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Подвести детей к пониманию того, что формуется только сырой песок.
Развивать мыслительную активность, пальцевую моторику.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, любознательность,
аккуратность.
Содержание:
Беседа о посуде.
Чтение отрывка из «Федорино горе» К. Чуковского.
Пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, влажные
салфетки.
Неделя 4
Тема: «Точка, точка, запятая».
Упражнение: «Улыбка» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Расширять представления детей об эмоциях.
Упражнять в рисовании пальчиком на песке лиц с различными эмоциями.
Развивать мелкую моторику.
Гармонизировать эмоциональную сферу детей.
Содержание:
Беседа об эмоциях.
Физминутка.
Рассматривание картинок с изображением разных эмоций.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, картинки с
эмоциями, влажные салфетки.
Апрель
Неделя 1
Тема «Выкладывание контуров».
Упражнение: «Звёздочки на небе» (камешки Марблс).
Упражнение: «Луна» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Вызвать эмоциональный отклик в душе ребёнка.
Развивать воображение, художественное
30 восприятие.

Развивать стойкий интерес к процессу рисования на песке.
Содержание:
Беседа о звёздном небе, о космосе, о звёздах.
Рассматривание иллюстраций, чтение стихов.
Дыхательная гимнастика.
Выкладывание камешками Марблс на песке по контуру.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, камешки Марблс,
влажные салфетки.
Неделя 2
Тема: «В деревне у бабушки. Домашние животные».
Упражнение: «Овечка» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Развивать и расширять знания детей об окружающем мире, о домашних
животных.
Учить подражать их голосу.
Развивать тактильную чувствительность, зрительное восприятие.
Формировать эмоциональный комфорт.
Содержание:
Беседа о домашних животных.
Чтение стихов, рассматривание иллюстраций.
Самомассаж.
Игры с домашними животными на песке.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование: Световой стол, индивидуальная песочница
(поднос), песок, фигурки животных, влажные салфетки.
Неделя 3
Тема: «В лесу. Дикие животные».
Упражнение: «Ёжик» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Расширять знания детей об окружающем мире, о диких животных.
Способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.
Развивать мелкую моторику.
Формировать положительный настрой.
Содержание:
Беседа о диких животных.
Рассматривание картинок, чтение стихов, загадывание загадок.
Физминутка.
Игры с дикими животными на песке.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
31

Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, фигурки
животных, влажные салфетки.
Неделя 4
Тема: «Зоопарк. Клетка для тигра».
Упражнение: «Домик» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Расширять кругозор детей.
Закреплять знания о животном мире.
Закреплять умение равномерно наносить песок на картинку.
Развивать фантазию, интерес, разговорную речь.
Содержание:
Беседа о диких животных, обитающих в зоопарке.
Чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
Дыхательная гимнастика.
Игры с животными на песке.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, фигурки
животных, влажные салфетки.
Май
Неделя 1
Тема: Сказка на песке. «Курочка Ряба».
Упражнение «Яичко» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице, располагать
материалы по всей поверхности песка.
Развивать умение импровизировать в образе знакомых персонажей.
Развивать творческое воображение, связную речь, навык следования
игровому правилу, мелкую моторику рук.
Содержание:
Чтение сказки «Курочка Ряба».
Рассматривание картинок, фигурок.
Пальчиковая гимнастика.
Инсценировка сказки на песке.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, фигурки
настольного театра «Курочка Ряба», влажные салфетки.
32

Неделя 2
Тема: Сказка на песке. «Репка».
Упражнение «Репка» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице, располагать
материалы по всей поверхности песка.
Развивать умение импровизировать в образе знакомых персонажей.
Развивать творческое воображение, связную речь, навык следования
игровому правилу, мелкую моторику рук.
Содержание:
Чтение сказки «Репка».
Рассматривание картинок, фигурок.
Пальчиковая гимнастика.
Инсценировка сказки на песке.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, фигурки
настольного театра «Репка», влажные салфетки.
Неделя 3
Тема: Сказка на песке. «Колобок».
Упражнение «Колобок» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице, располагать
материалы по всей поверхности песка.
Развивать умение импровизировать в образе знакомых персонажей.
Развивать творческое воображение, связную речь, навык следования
игровому правилу, мелкую моторику рук.
Содержание:
Чтение сказки «Колобок».
Рассматривание картинок, фигурок.
Пальчиковая гимнастика. Инсценировка сказки на песке.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, фигурки
настольного театра «Колобок», влажные салфетки.
Неделя 4
Тема: Сказка на песке. «Теремок».
Упражнение «Лягушка» (рисование песком на световом столе).
Задачи:
Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице, располагать
материалы по всей поверхности песка.
33

Развивать умение импровизировать в образе знакомых персонажей.
Развивать творческое воображение, связную речь, навык следования
игровому правилу, мелкую моторику рук.
Содержание:
Чтение сказки «Теремок».
Рассматривание картинок, фигурок.
Пальчиковая гимнастика.
Инсценировка сказки на песке.
Самостоятельная работа детей на световом столе.
Материал и оборудование:
Световой стол, индивидуальная песочница (поднос), песок, фигурки
настольного театра «Теремок», влажные салфетки.

34

Список литературы.
1. Грабенко Т. М, Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке:

Практикум по песочной терапии. СПб 2007.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Коррекционные,
3. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М., Чудеса на песке.
Практикум по песочной терапии. — СПб. Издательство «Речь»,
2005г.
4. Валиева А. Р. Игры на песке. Программа по песочной
терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
5. З. Мариэлла Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница.
(адаптационный перевод с англ. Качанова И.А.) – М.: ИНТ, 2010 –
94с.
6. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
7. Кондратьева С. Ю. Игры с песком и водой в работе по
формированию пространственно- количественных представлений у
дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная
педагогика №3-2005.
8. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для
дошкольников. — СПб, 2005
9. Хухлаева О. Маленькие игры и большое счастье. М. 1999.
10. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамическая терапия. М. 2006.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».