Пояснительная записка Учебный план МБДОУ – детский сад № 251 (далее МБДОУ) является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса с учетом специфики детского сада, учебнометодического, кадрового и материально-технического оснащения. Учебный план составлен на основе нормативных документов: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; - Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); - Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573); - Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2, зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 января 2021 года, регистрационный N 62296); Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 251; - Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 251. Учебный план составляется ежегодно с учетом нормативных правовых документов, принимается на педагогическом совете, утверждается приказом заведующего. Основные задачи учебного плана: 1. Регулирование объема образовательной нагрузки. 2. Реализация Федерального государственного образовательного стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). 3. Реализация Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). Учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФОП ДО и ФГОС ДО. Учебный план МБДОУ ориентирован на организацию занятий в режиме 5-ти дневной учебной недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников. Продолжительность учебного года составляет 37 недель (с сентября по май включительно), Учебный план МБДОУ на 2024-2025 учебный год устанавливает перечень образовательных областей и объём образовательного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности (далее – занятия), при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. В ДОО применяется комплексно-тематический подход к организации образовательного процесса. Он подразумевает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы. В качестве тем могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники, традиции. При этом, что немаловажно, реализация комплекснотематического принципа тесно взаимосвязана с интеграцией образовательных областей и с интеграцией детских деятельностей. Образовательный процесс в ДОО организован в форме тематических недель и тематических образовательных проектов (старшая и подготовительная группы), в которых комплекс различных детских деятельностей объединен вокруг единой темы. Именно через различные виды детской деятельности педагоги реализуют содержание всех пяти образовательных областей. В течение каждой тематической недели педагог проектирует и организует свою деятельность по четырем блокам: I блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей в процессе специально организованных занятий. II блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей вне занятий, в разных формах совместной деятельности педагога и детей. Среди различных форм совместной деятельности взрослых и детей мы используем игру (сюжетную, дидактическую, с правилами), ситуацию (решение ситуативных задач), проектную деятельность, мастерскую, коллекционирование, чтение педагогом и восприятие детьми художественной и познавательной литературы, экспериментирование и исследование, беседы, викторины и конкурсы, наблюдения, экскурсии, работу в книжном уголке. III блок. Самостоятельная деятельность детей в режиме дня. IV блок. Взаимодействие с семьями детей – образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей в процессе сотрудничества дошкольной организации с семьей. На 01.09.2024-2025 учебного года в МБДОУ – детском саду № 251 функционирует 4 групп общеразвивающей направленности: Младшая группа (от 2 до 3 лет) – 1 Старшая группа (от 5 до 6 лет) – 1 Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) – 2. Объем предельно допустимой недельной образовательной нагрузки не превышает норм, установленных СанПиН 1.2.3685-21, продолжительность занятия - для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут, - для детей от 5 до 6-ти лет — не более 25 минут, - для детей от 6-ти до 7-ми (8) лет — не более 30 минут. Количество занятий в неделю в соответствии с ФОП ДО составляет: - для детей от 2 до 3 лет – 10; - для детей от 5 до 6-ти лет – 15; - для детей от 6-ти до 7-ми (8) лет – 16. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки: - в группе раннего возраста (2 – 3 года) — 1 час 40 минут (100 мин.); - в старшей группе (5 – 6 лет) — 6 часов 25 минут (375 мин.); - в подготовительной группе (6 – 7 лет) — 8 часов (480 мин.). Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе не превышает 20 минут, в старшей и подготовительной 50 минут и 1,5 часа соответственно. Перерывы между занятиями — не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные и музыкальные занятия. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 — 30 минут в день. В середине занятий статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательные области реализуется как на занятиях, так и в совместной образовательной деятельности, культурных практиках, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей и отражены в календарных планах образовательной деятельности групп ДОО. Планирование в группах общеразвивающей направленности Группа раннего возраста с 2 до 3 лет Освоение образовательной программы осуществляется через организованную образовательную деятельность и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментах и составляет 100% от общего нормативного времени. Согласно СанПин 1.2.3685-21 продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей младшего возраста 20 минут в день. Продолжительность занятия для детей младшего возраста не более 10 минут. Продолжительность перерывов между занятиями не менее 10 минут. Время, отведенное на занятия, составляет 100 мин. в неделю. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной части ООП ДО образовательной программой «СамоЦвет» (О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская), разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий уральского региона. Образовательную деятельность осуществляют: воспитатель группы, музыкальный руководитель. Старшая группа для детей от 5 до 6 лет В старших группах освоение образовательной программы осуществляется через организованную образовательную деятельность и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментах и составляет 100% от общего нормативного времени. Согласно СанПин 1.2.3685-21 продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста не более 75 минут. Продолжительность перерывов между занятиями не менее 10 минут. Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста не более 25 минут. Время, отведенное на занятия, составляет 375 мин. в неделю. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной части ООП ДО образовательной программой «СамоЦвет» (О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская), разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий уральского региона. Образовательную деятельность осуществляют: воспитатель группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Подготовительная группа от 6 до 7 лет В подготовительной группе освоение образовательной программы осуществляется через организованную образовательную деятельность и совместную образовательную деятельность в ходе режимных моментов и составляет 100% от общего нормативного времени. Согласно СанПин 1.2.3685-21 продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста не более 90 минут. Продолжительность перерывов между занятиями не менее 10 минут. Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста не более 30 минут. Время, отведенное на занятия, составляет 480 мин. в неделю. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной части ООП ДО образовательной программой «СамоЦвет» (О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская), разработанной с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий уральского региона. Образовательную деятельность осуществляют: воспитатель группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Формы организации образовательного процесса в течение недели. Обязательная часть Количество занятий в неделю Формы Образовательная область, организации обр. Младшая Средняя Старшая Подготовительная направление процесса группа группа группа группа Познавательное развитие (РЭМП, ознакомление с 2 2 4 5 окружающим миром, конструирование) Речевое развитие (развитие Занятие (на любом речи, подготовка к обучению 1 1 3 3 занятии решаются грамоте, восприятие задачи социально- художественной литературы и коммуникативного фольклора) развития детей) Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, 4 4 5 5 аппликация, художественный труд, музыка Физическое развитие 3 3 3 3 (физкультура) Всего занятий 10 10 15 16 Беседа, загадка, разговор Мастерская Коллекционирование Чтение художественной и познавательной литературы + + + + + + + + + + + + + + + Реализация проектов Экспериментирование и наблюдение Игра Конкурсы, викторины, досуги Решение ситуативных задач Работа в книжном уголке Другие формы: + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Виды деятельности и культурные практики. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Образовательная программа Образовательная область Базовый вид деятельности Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская Познавательное, Речевое, Социальнокоммуникативное, Художественноэстетическое, Физическое развитие игровая, познавательноисследовательская, коммуникативная, изобразительная, музыкальная, двигательная, восприятие художественной литературы Младшая группа с 2 до 3 лет Средняя группа с 4 до 5 лет Старшая группа с 5 до 6 лет Подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет + + + +