ОПДО Раннее обучение чтению

СОДЕРЖАНИЕ
1
1.1
1.2
1.3
1.4

2.
2.1

2.2
3.
3.1
3.2
3.3
3.4

Пояснительная записка
Цель и задачи образовательной Программ дополнительного
образования
Принципы образовательной Программы дополнительного
образования
Планируемые результаты освоения образовательной Программы
дополнительного образования
Развивающее оценивание качества образовательной
деятельности по образовательной Программе
дополнительного образования «Раннее обучение чтению»
Содержательный раздел
Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной Программы дополнительного образования
«Раннее обучение чтению»
Учебно-тематический план
Организационный раздел
Организация совместной деятельности по реализации
образовательной Программы дополнительного образования
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
воспитанников
Материально – техническое обеспечение образовательной
Программы дополнительного образования
Кадровые условия реализации образовательной Программы
дополнительного образования

3
4
7
8
9

14
14

16
20
20
23
24
25

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте
принимают

участие

различные

анализаторные

системы:

зрительная,

речеслуховая, речедвигательная.
Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания
букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими
звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова – его
прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его
значением осуществляется понимание читаемого.
Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы
в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне
складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение
чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного
развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте,
безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать
сверстником.
Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только
одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать
умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы
сталкиваемся в жизни.
Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать
для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и
привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном
действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие
согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на
письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов
– букв используются следующие приемы работы: конструирование из
палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги;
штриховка; обводка образца буквы.
3

Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне
индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и
целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению
словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению
значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных
моментов образования, так как является частью процесса речевого развития.
Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов
получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на
первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребёнка в

сложную

ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает
со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость
приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению
режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому
добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то
увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной
жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в
школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями
общественного развития и формирования личности ребенка,

обучения

чтению и задач возрастного психического развития ребенка.
1.1 Цель и задачи образовательной Программы дополнительного
образования
Программа разработана на основе программы по речевому развитию
«По дороге к Азбуке» (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова) для детей
дошкольного возраста от 3 до 7 (8) лет и в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования.

4

Концептуально программа опирается на научные положения:
об

основных

функциях

речи

(коммуникативной,

когнитивной

[мыслительной], познавательной);
о взаимосвязи речи с другими психическими процессами (мышлением,
памятью, вниманием, восприятием, творческим воображением и др.);
об игровой деятельности как ведущей деятельности в дошкольном
возрасте.
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому
развитию детей, обеспечение подготовки детей к школе, включающей
речевое развитие, обучение чтению и первоначальным

графическим

навыкам.
Основной целью обучения является работа над звуковой культурой
речи детей, а основным содержанием – звуко-слоговой анализ слов.
Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания,
памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы.
Задачи:
Обучающие:
- Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений,
знакомство детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение», как
они строятся, из каких частей состоят;
- Знакомство детей с гласными, и согласными, обучение детей сравнению
звуков по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие
согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлению слов по звуковому
составу;
- Обучение звуковому анализу слов, определению места звука в трех
позициях (в начале, середине и в конце слова), слоговому членению слов,
выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению
ударного слога.
5

- Формирование умений различать в предложении слова на слух, определять
их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и
с заданным количеством слов, подвести к пониманию смысловой и
интонационной законченности предложений (точка, восклицательный и
вопросительный знаки в конце предложения).
-

Знакомство

детей

с

моделями

(схемами)

слов

и

предложений,

специальными символами для обозначения звуков;
- Обучение детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению,
делению слов на слоги, составлению слов из слогов с постепенным
переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями, а также
постановке ударения в словах, определению ударного слога;
Развивающие:
- Формирование интереса к процессу обучения;
- Развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения
слогов;
- Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи
окружающих;
- Развитие грамматического строя речи;
- Формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса, развитие
коммуникативных способностей на основе общения;
- Развитие у детей фонематического и речевого слуха, формирование
ориентировки в звуковой системе языка;
- Развитие мелкой моторики рук (штриховка, обведение по контуру,
печатание букв);
- Совершенствование

речевого

аппарата

детей

систематическим

включением в занятия артикуляционной гимнастики или разминки (чтение
скороговорок,потешек, чистоговорок, стихов и четверостиший);
- Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить
звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
6

Воспитательные:
- Воспитание аккуратности, усидчивости, терпеливости;
-

Развитие

положительного

отношения

к

процессу

обучения,

дисциплинированности, культуры поведения.
- Привитие любви и интереса к чтению;
- Развитие умений доброжелательного общения с взрослым, со сверстниками,
умения внимательно и терпеливо слушать ответы сверстников.
1.2 Принципы образовательной Программы дополнительного
образования
Программа дополнительного образования «Раннее обучение чтению»
построена на принципах:
 Принцип сознательности и активности. Предусматривает сознательное
отношение к занятиям, развитие у воспитанников заинтересованности в
овладении чтением;


Принцип

наглядности.

Способствует

развитию,

любознательности,

заинтересованности и концентрации внимания;


Принцип

доступности.

Постановка

перед

воспитанниками

задач

соответствует их уровню развития, постепенное усложнение материала;
 Принцип систематичности. Непрерывность процесса формирования
навыков чтения. Чередование различных видов деятельности;
 Принцип индивидуального подхода. Овладение учебным материалом с
учётом уровня умственного развития детей, их знаний и умений,
познавательной и практической самостоятельности, интересов, волевого
развития, работоспособности.
Особенности данной образовательной программы.
Программа

разработана

по

принципу развивающего

обучения.

Учебный материал подобран таким образом, что дети постоянно рассуждают,
анализируют, делают собственные выводы и учатся их обосновывать.
7

В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных
видов

деятельности.

Предполагается

и

групповая

работа,

игры,

и

самостоятельное выполнение заданий. Достаточно большой объем материала
предоставляет педагогу возможность при необходимости воспользоваться им
избирательно, исходя из индивидуальных возможностей детей.
В

основу

образовательной

программы
деятельности,

положен
что

деятельностный

позволяет

обеспечить

подход
активную

познавательную деятельность, формирует готовность к самореализации,
организует сотрудничество со взрослыми и сверстниками и обеспечивает
преемственность между дошкольным и школьным обучением.
Программа

реализуется

на

государственном

языке

Российской

Федерации – русский.
Программа предназначена для детей 5 – 7 лет.
Срок реализации данной программы – 2 года.

1.3

Планируемые

результаты

освоения

образовательной

Программы дополнительного образования
К концу реализации программы дети овладевают знаниями и
умениями:
1 Дифференцирует понятия «звук» и «буква», слог, слово, предложение,
ударная гласная;
2 Соотносит буквы и звуки;
3 Слышит звук, выделяет его в начале, в средине и в конце слова;
4 Различает гласные и согласные звуки;
5 Различает твердые, мягкие, звонкие, глухие согласные звуки;
6 Владеет звуко-буквенным анализом слов;
7 Работает по трем единицам речи: звуку, слову, предложению;
8 Правильно артикулирует звуки;
9 Складывает слоги;
10 Складывает слоги в простейшие слова;
8

11 Графически обозначает слоги, звуки и слова, границы предложения;
12 Составляет схему слова, предложения;
13 Проявляет любовь и интерес к чтению, родному языку.
1.4

Развивающее

деятельности

по

оценивание

образовательной

качества

образовательной

Программе

дополнительного

образования «Раннее обучение чтению»
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок различает слово и звук. Выделяет звуки в слове
только с помощью взрослого; не различает гласные и согласные, твердые и
мягкие звуки, глухие и звонкие. Пассивен в работе со схемами. Путает буквы
и звуки.
Средний. Ребенок допускает ошибки в звуковом анализе слов,
затрудняется в дифференцировке твердых и мягких звуков. Медленно читает
по слогам, с ошибками составляет слова простой структуры.
Высокий. Ребенок проявляет интерес к языку, различает гласные и
согласные, твердые и мягкие звуки, активно участвует в составлении слогов,
правильно, плавно читает по слогам с постепенным переходом к чтению
целыми словами. Правильно составляет из букв разрезной азбуки слоги и
слова простой структуры.
Критерии

оценки

уровня

освоения

программы

обучающимися.

Оценочные материалы
Критерии
Воспитанники:
- различают понятия: звук, буква, слог, слово, предложение;
- могут разделить простое предложение на слова с указанием их
последовательности;
- делят слова на слоги (определяют их количество, последовательность);
- составляют слова из слогов;
9

- производят звуковой анализ слов;
- дифференцируют звуки (гласные, согласные: твёрдые, мягкие, звонкие,
глухие);
- находят в предложении слова с заданным звуком;
- владеют чтением.
Для оценки критериев были подобраны специальные диагностические
задания.
1 Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Педагог задаёт ребёнку вопросы:
 Что я сейчас назову? Послушай внимательно (называет звуки).
 А сейчас что я назвала? (называет слоги).
 Что я назвала сейчас? (называет слова).
 А сейчас что я назвала? (называет предложение).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на все вопросы
самостоятельно.
Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.
2 Может разделить простое предложение на слова с указанием их
последовательности.
Педагог называет предложение, состоящее из 3-4 слов и задаёт
вопросы:
 Что я сейчас сказала?
 Сколько слов в предложении?
 Какое слово первое? (второе, третье…)
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на вопросы
самостоятельно.
10

Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.
3 Делит слова на слоги (определяет их количество, последовательность).
Педагог называет ребёнку двусложное, трёхсложное, односложное
слово и предлагает определить количество слогов в этом слове, назвать
первый слог, второй, третий.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно определяет количество слогов в
слове.
Средний уровень – ребёнок иногда ошибается, но исправляет свою
ошибку.
Низкий уровень – ребёнок часто ошибается и не всегда может
исправить ошибку.
4 Составляет слова из слогов.
Подготовка исследования: Подготовить карточки размером 3х2 см, на
которых написаны различные слоги (приблизительно 24 слога, из которых в
последующем можно будет составить 11 слов).
Проведение исследования: Педагог предлагает ребёнку поиграть в
игру: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру «Весёлые слоги». Посмотри, как
много слогов, они разбежались, а мы с тобой соберём их в слова»
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно составил от 8 до 11 слов.
Средний уровень – ребёнок правильно составил от 5 до 7 слов.
Низкий уровень – ребёнок составил 4 и менее слов или не составил
слов вообще.
5 Производит звуковой анализ слов.
Подготовка исследования: Подготовить картинки с изображением
предметов (мак, мост, кукла, сорока, картина, черепаха); набор фишек
красного, синего, зелёного цвета.
11

Проведение

исследования:

перед

ребёнком

поочерёдно

кладут

картинки и предлагают ответить на вопросы:
1 Что нарисовано на картинке?
2 Какой звук в слове первый?
3 Третий и т.д.
По мере называния звуков ребёнок ставит фишки, составляя схему слова.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок справился с 6 – 7 словами.
Средний уровень – ребёнок справился 4 – 3 словами
Низкий уровень – ребёнок справился с 2 – 1 словом.
6 Дифференцирует звуки.
Проведение исследования: Педагог произносит звук, предлагает
ребёнку рассказать какой это звук ( гласный, согласный: твёрдый, мягкий,
звонкий глухой).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок не допустил ни одной ошибки.
Средний уровень – ребёнок допустил одну ошибку.
Низкий уровень – ребёнок допустил более одной ошибки.
7 Находит в предложении слова с заданным звуком.
Методика «Звуковые прятки»
Педагог рассказывает ребёнку, что все слова состоят из звуков, которые мы
произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для
примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем
ребёнку предлагают поиграть в « прятки» со звуками.
Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук
нужно искать, после чего педагог называет ребёнку различные слова, а тот
должен сказать, есть ли разыскиваемый звук в слове. Предлагается искать
звуки: о, а, ш, с. Все слова надо произносить очень чётко, выделяя каждый
звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен
стоять под ударением). Надо предложить ребёнку, чтобы он сам произнёс
12

вслед за педагогом слово и послушал его. Можно повторить слово несколько
раз.
При заключительном диагностировании находит в предложении слова
с заданным звуком.
Оценка результатов:
Высокий уровень – не допустил ни одной ошибки.
Средний уровень – допущена одна ошибка.
Низкий уровень – если допущено более одной ошибки.
8 Владеет чтением.
Для определения уровня овладения чтением ребёнку предлагается
прочитать предложение из 3 – 4 слов.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок бегло читает целыми словами.
Средний уровень – ребёнок читает по слогам.
Низкий уровень – ребёнок читает по буквам.

13

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной Программы дополнительного образования «Раннее
обучение чтению»
Содержание Программы позволяет в занимательной игровой форме
усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия
и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению
является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения
программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое
восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи.
Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и
согласными звуками, их правильной артикуляцией.
В структуру каждого занятия входят также различные игры,
способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и
синтеза. Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами
соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется
двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию
материала.
Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации

подкрепляют

интерес ребенка к изучению звуков и букв.
При

составлении

возрастные

особенности

Программы
детей,

их

учитывались

индивидуальные

потенциальные

возможности

и
и

способности.
Программа направлена не только на конечный результат - умение
читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его
комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной
последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к
овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
14

Важным

условием

реализации

программы

является

психолого-

педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной
атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен

и

доступен ребёнку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в
новых для него условиях обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья
происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр
со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание
узнавать новое.
Содержание программы
1 Развитие звуковой культуры речи:
– знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его
условным обозначением;
– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые
и мягкие, звонкие и глухие согласные.
2 Развитие фонематического слуха:
– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения
звука в слове;
– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких,
звонких, глухих согласных.
3 Обучение звуко - слоговому анализу:
– звуковой анализ состава слогов и слов;
– дифференциация понятий «звук» и «буква»;
– соотнесение букв и звуков.
4 Развитие связной речи:
– обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
– обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;
– «чтение» и составление слогов и слов.
15

5 Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по
контуру).
2.2 Учебно-тематический план
Примерное учебно – тематическое планирование занятий
в старшей и подготовительной группах
№ п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

1

Старшая группа - 1 год обучения
(одно занятие в неделю, всего 32 занятия)
Звуки и буквы

1

2

Слова и звуки

1

3

Звук [А], рассказ по сюжетной картине

1

4

Звук [О], рассказ по сюжетной картине

1

5

Звук [Э], рассказ по сюжетной картине

1

6

Звук [И], рассказ по сюжетной картине

1

7

Звук [Ы], рассказ по сюжетной картине

1

8

Звуки [И] [Ы], рассказ по сюжетной картине

1

9

Звук [У], рассказ по сюжетной картине

1

10

Гласные звуки. Рассказ по сюжетной картине

1

11

Звук [М]. Согласные. Слоги. Рассказ по сюжетной картине

1

12

Звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные

1

13

Звук [Н]. Соотнесение букв и звуков. Гласные и согласные
звуки.
Звук [Н’]. Составление слогов с помощью условных
звуковых обозначений.
Звук [П], рассказ по сюжетной картине

1

Звук [П’], рассказ по сюжетной картине. Выделение в
слове твёрдых и мягких согласных звуков.

1

14
15
16

1
1

16

17

Звук [Т], рассказ по сюжетной картине

1

18

1

19

Звук [Т’], рассказ по сюжетной картине. «Чтение» и
составление слогов и слов с помощью условных
обозначений.
Звук [К], рассказ по сюжетной картине

20

Звук [К’], рассказ по сюжетной картине

1

21

Звук [X], рассказ по сюжетной картине

1

22

Звук [X’], рассказ по сюжетной картине

1

23

Звуки [К]-[Х], [К’]-[Х’], рассказ по сюжетной картине

1

24

Звук [Ф], рассказ по сюжетной картине

1

25

Звук [Ф’], рассказ по сюжетной картине.

1

26

1

27

Звук [Й’], рассказ по сюжетной картине. Определение
положения звука в слове.
Звуки [И] [О]. Дружные звуки

27

Звуки [Й’] [У], рассказ по сюжетной картине

1

29

Звуки [Й’] [А], рассказ по сюжетной картине

1

30

Звуки [Й’] [Э], рассказ по сюжетной картине

1

31

Звуки [Й’] [Э], [И’] [0], [Й’] [У], [И’] [А]

1

32

Итоговое занятие

1

1

1

Подготовительная группа - 2 год обучения
(одно занятие в неделю, всего 32 занятия)
1

3

Звук [Л] Изменение слов путём замены, перестановки
звуков или слогов.
Звук [Л’] Изменение слов путём добавления, исключения
звуков.
Звуки [Л’]-[Й’], рассказ по сюжетной картине

4

Звуки [В]-[В’], рассказ по сюжетной картине

1

1
2

1
1

17

5

Звуки [В]-[Ф], [В’]-[Ф’]. Звонкие и глухие согласные

1

6

Звук [Ч’], рассказ по сюжетной картине

1

7

Звук [Щ’], рассказ по сюжетной картине

1

8

Звуки [Ч’]- [Щ’], рассказ по сюжетной картине

1

9

Звуки [Б]-[Б’]. Составление прямых и обратных слогов.

1

10

Звуки [Б]-[П], [Б’]-[П’], рассказ по сюжетной картине

1

11

1

12

Звуки [Д]-[Д’]. Составление слова из изученных звуков и
слогов.
Звуки [Д]-[ Т], [Д’]-[Т’], рассказ по сюжетной картине

13

Звук [С], рассказ по сюжетной картине

1

14

Звук [С’], рассказ по сюжетной картине

1

15

1

16

Звук [Ц]. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью
условных обозначений.
Звуки [Ц]-[С], [Ц]-[Ч’], рассказ по сюжетной картине

17

Звуки [Г] и [Г’], рассказ по сюжетной картине

1

18

Звуки [Г- К] и[Г’- К’], рассказ по сюжетной картине

1

19

Звук [3], рассказ по сюжетной картине

1

20

Звук [3’], рассказ по сюжетной картине

1

21

Звуки [3]-[С], [3’]-[С’]. Свистящие согласные звуки

1

22

Звук [Ш], рассказ по сюжетной картине

1

23

Звуки [Ш]-[С], [Ш]-[Щ’], рассказ по сюжетной картине

1

24

Звук [Ж], рассказ по сюжетной картине

1

25

Звуки [Ж]-[Ш], [Ж]-[3]. Шипящие согласные звуки

1

26

Звук [Р], рассказ по сюжетной картине

1

1

1

18

1

28

Звук [Р’] «Чтение» и составление слогов и слов с помощью
условных обозначений.
Звуки [Р]-[Л], [Р’]-[Л’], рассказ по сюжетной картине

29

Страна Азбука

1

30

Буква ь.

1

31

Буква ъ.

1

32

Итоговое занятие

1

27

1

19

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1

Организация

совместной

деятельности

по

реализации

образовательной Программы дополнительного образования
В соответствии с действующими нормами СанПиН 2.4.1.3049-13
продолжительность непрерывной образовательной деятельности

для детей

от 5 до 6 лет - 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - 30 минут. В середине
времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность,
проводят физкультурные минутки.
Занятия являются интегрированными (подготовка и обучение чтению,
первоначальные графические навыки, развитие речи).
Структура занятия
Образовательная Программа дополнительного образования реализуется
на основе проблемно-диалогической технологии, в соответствии с которой
выстроена структура занятий.
1- й этап. Ситуация, создающая мотивацию к занятию.

Главная задача данного этапа - обозначить тему занятия и вызвать к
ней интерес детей, развивать связную речь, звуковой анализ, общеучебные
умения и навыки. Реализации этих задач способствует организация ситуации,
создающей мотивацию к занятию.
На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со
сказочной историей, благодаря использованию которой дети в доступной
форме изучают звуки и буквы русского языка. Каждая сказка про звук и
букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть
занятия. Можно разбить одну сказку на несколько частей.
Каждое занятие начинается с вопроса, какой звук и буква были
пройдены

на

прошлом

занятии,

актуализируются

характеристики

пройденного звука, стихотворение про букву.

20

2- ой этап. Расширение представлений по теме занятия.

На данном этапе решаются задачи развития звуковой культуры речи,
фонетико-фонематических представлений детей.
В ходе знакомства с тем или иным звуком происходит:
- выявление артикуляторных и акустических характеристик звука (способ
произнесения, участие органов артикуляции, принадлежность к группе
гласных или согласных звуков и т.д.);
- выделение данного звука в потоке звучащей речи (простые способы
звукового и слогового анализа);
- сопоставление данного звука с другими, близкими или противоположными
по артикуляционным и акустическим признакам.
3- ий этап. Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное

закрепление).
На данном этапе улучшается фонетико-фонематическая грамотность
детей на основе изучаемого на занятии звука; развиваются внимание,
восприятие, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
С этой целью используются знакомые детям игровые задания:
- подбор слов на заданный звук (в том числе и среди слов определённой
тематической группы);
- замена одних звуков другими в слогах и словах;
- подсчёт количества повторяющихся звуков в словах;
- сравнение слогов и слов по звуковому составу;
- выкладывание слогов с помощью звуковых обозначений.
4- ый этап. Тренировочные задания.

Главные задачи этого этапа занятия - совершенствование фонетикофонематических процессов путём реализации речемыслительных операций
на базе звукового, слогового и словесного материала заданий,
21

совершенствование грамматического строя, развитие общеучебных умений и
навыков, подготовка руки к письму.
Большое внимание уделяется развитию мышления детей, их внимания,
контроля и самоконтроля, работоспособности.
В совокупности все эти приобретённые детьми представления, умения
и навыки помогут им более качественно усваивать учебный материал в
школе.
Обозначенные задачи реализуются в речевых играх, где дети успешно
применяют и расширяют свои умения и навыки добукварной подготовки.
Начиная с первых занятий дети последовательно знакомятся с разными
видами дидактических игр речемыслительной направленности. В каждом
последующем занятии к уже знакомым играм добавляется очередная игра
(«Играем по новым правилам»). Так постепенно дети узнают алгоритмы всех
речевых игр.
Типовые игры со словами, звуками и слогами представляют собой
следующие игровые задания:
- определение положения звука в слове, заполнение схемы слова;
- подбор слов к заданной схеме;
- деление слов на группы по звуковому или слоговому типу;
- сравнение слогов по звуковому составу, слов - по звуковому и слоговому
составу;
- выделение повторяющихся слогов в словах;
- определение количества слогов в словах;
- подбор слов на заданное количество слогов или определённый слог;
- изменение слов путём замены одних звуков (и слогов) другими, путём
перестановки звуков (и слогов), их дополнения и исключения;
- разгадывание ребусов;
- образование новых слов посредством выделения и комбинирования
звуковых и слоговых фрагментов из других слов (конструирование слов из
звукового и слогового состава других слов);
22

- знакомство с буквой и её соотнесение с соответствующими ей звуками;
- чтение слогов;
- анализ состава предложений;
- составление и распространение предложений с помощью схем;
- составление предложений с использованием различных предлогов;
- написание печатных букв и различение оптически сходных букв.
Поскольку время занятий ограничено, игровые задания отбираются
педагогом по принципу «минимакса»: либо используются не все игры, либо
все, но в сокращённом виде.
5- ый этап. Итог занятия.

На данном этапе решаются речевые и познавательные задачи:
реализация опыта связной и диалогической речи, закрепление изученного
материала, развитие речемыслительной деятельности (анализ изученного,
осознание собственной позиции по отношению к происходящему на занятии,
умение делать выводы).
Каждое занятие заканчивается повторением: с каким звуком мы
познакомились, повторение характеристики звука и др.
3.2 Взаимодействие с родителями (законными представителями)
воспитанников
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения
чтению невозможно без включения и активного участия родителей
дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует
ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах,
полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в
домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в
успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками
аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний.
23

На протяжении всей реализации содержания учебного материала
Программы

родители

являются

неотъемлемыми

участниками

образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и
задачами обучения.
3.3 Материально – техническое обеспечение образовательной
Программы дополнительного образования
Занятия

проводятся

дополнительного

в

образования.

отдельном
Кабинет

помещении
отвечает

–

кабинете
нормам

СанПиН 2.4.1.3049-13.
В кабинете имеются столы и стулья, соответствующие росту
воспитанников, магнитно – маркерная доска, стол для педагога, шкаф для
хранения методической литературы, дидактических материалов, пособий и
пр.
Пособия и материалы для реализации программы:
- По дороге к Азбуке. Методические рекомендации к образовательной
программе речевого развития детей дошкольного возраста / Т.Р. Кислова;
под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – М.: Баласс, 2017. – 480 с.
- По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников. Часть 3 (5 – 6 лет) на
каждого ребенка;
- По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников. Часть 4 (6 – 7 лет) на
каждого ребенка;
- Наши прописи. Пособие для дошкольников. Часть 1 (5 – 6 лет) на каждого
ребенка;
- Наши прописи. Пособие для дошкольников. Часть 2 (6 – 7 лет) на каждого
ребенка;
- Игрушки (резиновые) – Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова;
- Зеркала на каждого ребенка;
- Контейнер для хранения зеркал;
- Маркеры для доски (чёрный, красный, синий, зелёный);
24

- Простой и цветные карандаши на каждого ребенка;
- Раздаточный материал для каждого ребенка.
3.4 Кадровые условия реализации образовательной Программы
дополнительного образования
В МБДОУ - детский сад № 251созданы необходимые кадровые
условия для реализации образовательной Программы дополнительного
образования «Раннее обучение чтению».
Педагог имеет педагогическое образование, имеет курсы повышения
квалификации по дополнительной профессиональной программе
«Технологии обучения чтению детей дошкольного возраста для педагога
дополнительного образования» в объёме 72 часа.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».