Программа воспитания 2022 - 2023

Содержание
Пояснительная записка

3

1. Целевой раздел
1.1 Цель и задачи воспитания

4

1.2 Методологические основы и принципы построения
Программы воспитания
1.3
Планируемые
результаты
освоения
Программы
воспитания
2. Содержательный раздел

6

2.1 Особенности реализации воспитательного процесса

9

2.2 Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОО

13

2.3 Содержание воспитательной работы по направлениям
воспитания
2.3.1 Патриотическое направление воспитания

14

2.3.2 Социальное направление воспитания

17

2.3.3 Познавательное направление воспитания

20

2.3.4 Физическое и оздоровительное направление воспитания

21

2.3.5 Трудовое направление воспитания

25

2.3.6 Этико-эстетическое направление воспитания

27

2.4 Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников в процессе реализации программы
воспитания
3. Организационный раздел

30

7

14

3.1 Общие требования к условиям реализации Программы
воспитания
3.2 Организация развивающей предметно-пространственной
среды
3.3 Кадровое обеспечение воспитательного процесса

31

3.4 Нормативно-методическое обеспечение реализации
Программы воспитания
3.5 Особые требования к условиям, обеспечивающим
достижение планируемых личностных результатов в работе с
особыми категориями детей
3.6 Примерный календарный план воспитательной работы

35

32
34

35
37

Пояснительная записка
Программа воспитания (далее – Программа) является приложением
к основной общеобразовательной программе – образовательной программе
дошкольного
образования
(далее
–
ООПДО)
Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 251
(далее – МБДОУ).
Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от
31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025
годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года.
Основанием для разработки Программы послужили следующие
нормативно-правовые документы:
 Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020) ст. 67.1, п.4.
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
 Федеральный закон от 31.07.2020 № 304 «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания
обучающихся.
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России
от 17.10.2013 № 1155.
 Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. От 07.05.2018 № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период 2024 года».
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.
 Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального
учебно – методического объединения по общему образованию от 02.06.2020
№ 2/20.
При разработке Программы воспитания учитывались ключевые идеи
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России:
 воспитание и развитие личности гражданина России является общим
делом;

2

 двойственная природа процесса социализации человека, многофакторность
и сложность воспитания, развития личности и социально-профессионального
самоопределения в сетевом мире;
 непрерывность и преемственность процесса воспитания и развития
личности;  направленность результатов воспитания и развития личности в
будущее;  воспитание человека в процессе деятельности;
 единство и целостность процесса воспитания и развития личности; 
центральная роль развития личности в процессе образования;
 контекстный характер процесса воспитания, единство ценностносмыслового пространства воспитания и развития личности.
Программа воспитания МБДОУ № 251 включает в себя три раздела:
целевой, содержательный, организационный.
К программе воспитания МБДОУ № 251 прилагается ежегодный
календарный план воспитательной работы. План воспитательной работы
может корректироваться в течение года в связи с происходящими в работе
МБДОУ № 251 изменениями: организационными, кадровыми, финансовыми
и т.п.
Реализация Программы воспитания основана на взаимодействии с
разными субъектами образовательных отношений.
1. Целевой раздел
1.1 Цель и задачи воспитания
Воспитание детей дошкольного возраста в настоящее время
ориентируется
на
гармоничное
развитие
личности,
развитие
жизнестойкости и адаптивности растущего человека в условиях глобальной
неопределённости и стремительных изменений во всех сферах жизни и
деятельности на основе базовых ценностей Российского общества.
Освоение базовых ценностей находит свое отражение в основных
направлениях воспитательной работы МБДОУ.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического
направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе
социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления
воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
3

Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического
направления воспитания.
Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие дошкольников и
создание условий для их позитивной социализации на основе базовых
ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим
людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии
с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в
обществе.
Цель программы достигается через решение следующих задач:
- поддерживать традиции дошкольного учреждения в проведении социально
значимых образовательных и досуговых мероприятий;
- реализовать воспитательные возможности детско-взрослых сообществ,
основанных на коллективной практической деятельности;
- использовать в воспитании детей возможности непосредственно
образовательной деятельности (НОД);
- приобщать к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и
родного края на основе музейной педагогики;
- организовать раннюю профориентационную работу с детьми дошкольного
возраста;
- использовать воспитательный ресурс развивающей предметно –
пространственной среды МБДОУ;
- организовать конструктивное взаимодействие педагогов детского сада и
семьи по воспитанию ребенка дошкольного возраста.
Воспитание личности ребенка происходит только в процессе
вовлечения его в социально значимую деятельность. В деятельности ребенок
получает социальные знания, у него развивается позитивное отношение к
общественным ценностям, приобретается опыт участия в социально важных
делах.

1.2 Методологические основы и принципы построения Программы
воспитания
Методологической основой Программы воспитания
являются
антропологический, культурно-исторический и практичные подходы.
4

Методологическими ориентирами воспитания также выступают
следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного
субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовнонравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о
сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация
(обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских
видов деятельности».
Программа воспитания руководствуется принципами дошкольного
образования, определенными ФГОС ДО.
Программа воспитания опирается на следующие принципы:
- Принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и
свобод
личности,
свободного
развития
личности;
воспитание
взаимоуважения,
трудолюбия,
гражданственности,
патриотизма,
ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и
окружающей среде, рационального природопользования;
- Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей
и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных
отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и
взаимное уважение;
- Принцип общего культурного образования. Воспитание основывается
на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод
воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к
открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию,
обеспечить возможность выбора при построении собственной системы
ценностных
отношений,
продемонстрировать
ребенку
реальную
возможность следования идеалу в жизни;
- Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных
интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через
призму безопасности и безопасного поведения;
- Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к
культурным ценностям и их освоения;
- Принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса,
при котором все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую систему образования.

5

- Принцип учета возрастных и психофизических особенностей.
Содержание и методы воспитательной работы должны соответствовать
возрастным и психофизическим особенностям ребенка.
- Принципы индивидуального и дифференцированного подходов.
Индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуального
темпа развития, интересов. Дифференцированный подход реализуется с
учетом семейных, национальных традиций и т.п.
1.3 Планируемые результаты освоения Программы воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но
деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления
личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в
виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов
ребенка к концу дошкольного возрастов.
Целевые ориентиры:
- не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики (мониторинга);
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и
промежуточного уровня развития детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если
какие – либо линии развития не получат своего становления в детстве, это
может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в
будущем.
Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного
возраста (до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направления
Ценности
Показатели
воспитания
Любящий свою малую родину и
Патриотическое Родина, природа
имеющий представление о своей
стране, испытывающий чувство
привязанности к родному дому,
семье, близким людям.
6

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Различающий основные проявления
добра и зла, принимающий и
уважающий ценности семьи и
общества, правдивый, искренний,
способный к сочувствию и
заботе, к нравственному поступку,
проявляющий задатки чувства долга:
ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и
уважающий различия между людьми.
Освоивший основы речевой
культуры.
Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать
собеседника, способный
взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих
интересов и дел.

Познавательное

Знания

Здоровье
Физическое и
оздоровительное

Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в
самовыражении, в том числе
творческом, проявляющий
активность, самостоятельность,
инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности
и в самообслуживании, обладающий
первичной картиной мира на основе
традиционных ценностей
российского общества.
Владеющий основными навыками
личной и общественной гигиены,
стремящийся соблюдать правила
безопасного поведения в быту,
социуме (в том числе в цифровой
среде), природе.
7

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье
и в обществе на основе уважения
к людям труда, результатам их
деятельности,
проявляющий
трудолюбие при выполнении
поручений и в самостоятельной
деятельности.

Этико –
эстетическое

Культура и
красота

Способный воспринимать и
чувствовать прекрасное в быту,
природе, поступках, искусстве,
стремящийся к отображению
прекрасного в продуктивных видах
деятельности, обладающий зачатками
художественно-эстетического вкуса.

2. Содержательный раздел
2.1 Особенности реализации воспитательного процесса
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социо – культурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
В МБДОУ № 251 образовательный процесс осуществляется в
соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. В связи с
этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Основной целью педагогической работы МБДОУ № 251 является
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
8

самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок
учебной деятельности.
Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения
ребенка в детском саду: в процессе НОД, режимных моментов, совместной
деятельности с детьми и индивидуальной работы.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность.
Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как
эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в
других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм
(сюжетно – ролевые, строительно – конструктивные, игры – драматизации и
инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и
игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные,
хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности
воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей,
запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения,
самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от
имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства.
Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как
непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны
воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в
свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях
и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных
воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми,
которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например,
часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной
работе и т.д.
Воспитательный процесс в МБДОУ № 251 организуется в развивающей
среде, которая образуется совокупностью природных, предметных,
социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда
обогащается за счет не только количественного накопления, но и через
улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности,
комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости
изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым
особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся
о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели
свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно
9

действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных
помещениях и пользования материалами, оборудованием.
Программа воспитания реализуется посредством общностей, которые
участвуют в развитии личности детей:
- профессиональная общность – все сотрудники ДОО;
- профессионально-родительская общность – сотрудники ДОО и
все взрослые члены семей детей;
- детско-взрослая общность;
- детская общность – общество сверстников в детской группе.
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и
отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое
всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те
ценности, которые заложены в основу Программы.
Основой эффективности такой общности является рефлексия
собственной профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
 быть примером в формировании полноценных и сформированных
ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
 мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
 поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными
детьми
внутри
группы
сверстников
принимала
общественную
направленность;
 заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на
основе чувства доброжелательности;
 содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить
проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать,
беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;
 воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в
общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость,
щедрость, доброжелательность и пр.);
 учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;
 воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое
поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников
ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не
10

только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение
друг к другу.
Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семь
и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без
совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка
невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые
необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие
друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное
уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие
общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом
воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к
тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти
нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее
участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей
спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие
полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает
способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится
умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать
поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников
рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним
такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями
других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки
поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с
другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так
важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности,
развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг
другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями
достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские
общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность
взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми.
Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и
приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех
правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это
11

возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а
также пространство для воспитания заботы и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в
разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для
инклюзивного образования.
2.2 Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОО
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в
которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком
собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы
стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта
и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него
общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести
воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.
Воспитательное событие – это
спроектированная взрослым
образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог
продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих
действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только
организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой
режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная
беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и
подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в
соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОО, группы,
ситуацией развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в МБДОУ-детский сад 251 возможно в
следующих формах:
 разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное
конструирование, спортивные игры и др.);
 проектирование встреч, общения детей со
старшими, младшими,
ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно – значимых
культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т.д.),
профессий, культурных традиций народов России;
 создание
творческих
детско-взрослых
проектов
(празднование
Дня Победы с приглашением ветеранов (тружеников тыла), и т. д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского
общества. Это помогает каждому педагогу создать тематический творческий
12

проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с
подгруппами детей, с каждым ребенком.
2.3 Содержание воспитательной работы по направлениям
воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения
детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных
во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и
обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно –
нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.
Реализация цели и задач данной Программы осуществляется в рамках
нескольких направлений воспитательной работы МБДОУ. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
2.3.1 Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического
направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке
нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России,
своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом
(гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения
принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма
как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого
бытия, особенностей образа
жизни и ее уклада, народных и семейных
традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой
самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие
взаимосвязанные компоненты:
 когнитивно – смысловой, связанный со знаниями об истории России,
своего края, духовных и культурных традиций и достижений
многонационального народа России;

13

 эмоционально – ценностный, характеризующийся любовью к Родине –

России, уважением к своему народу, народу России в целом;
 регуляторно – волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и
культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания
ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
- формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку,
культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и
чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
- воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к
ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от
их этнической принадлежности;
- воспитание любви к родной природе, природе своего края, России,
понимания единства природы и людей и бережного ответственного
отношения к природе.
При реализации указанных задач педагоги МБДОУ обращают
внимание на несколько основных направлениях воспитательной работы:
 ознакомление детей с историей, героями, культурой, традициями России и
своего народа;
 организация коллективных творческих проектов, направленных на
приобщение детей к российским общенациональным традициям;
 формирование правильного и безопасного поведения в природе,
осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям
хозяйственной деятельности человека.
Виды, формы и содержание деятельности
Традиции детского сада
- общественные праздники: «День защитника Отечества», «Международный
женский день», «День Космонавтики», «День Победы», «День России»;
«День любви, семьи и верности»; «День города»; «День Знаний»;
Формы деятельности
Проекты

Содержание деятельности
В настоящее время проекты являются самой
распространенной формой взаимодействия всех
участников образовательных отношений.
Традиционные
события
оформляются
в
различные проекты, где предусматриваются
различные виды детской деятельности и формы
14

Совместные игры
Выставки

Викторины

проведения.
В конце каждого проекта проводится итоговое
мероприятие.
Это одна из основных форм воспитательного
воздействия
в
процессе
проведения
традиционных мероприятий.
По тематике многих мероприятий проводятся
творческие выставки: Дары Осени, Мастерская
Деда Мороза, Весна – Красна, Здравствуй, Лето!
и др.
Эти мероприятия имеют познавательное
содержание и проходят в развлекательной
форме.

Музейная педагогика
Музейная педагогика является эффективным средством воспитания
личности
ребенка.
Благодаря
ей
обеспечивается
историческая
преемственность
поколений,
сохраняется
национальная
культура,
формируется бережное отношение к наследию народов России.
Музейное дело раскрывает духовно – нравственный потенциал
дошкольника и способствует освоению социально – значимых
представлений об окружающем мире.
Кроме того, посредством создания различных музеев формируются
конкретные знания детей о свойствах и отношениях предметов и объектов
окружающего мира.
В МБДОУ № 251 созданы мини - музеи:
- «Русская изба»;
- «Музей Хозяйки Медной горы»
К знаменательным датам и календарным праздникам создаются
временные музейные экспозиции:
- «Военная техника России»;
- «Человек и космос»;
- «День Победы»;
- «Достопримечательности Екатеринбурга» и др.
Формы деятельности
Содержание деятельности
Непосредственно
В рамках музея активно проводятся занятия по
образовательная
социально-коммуникативному,
познавательному,
деятельность
речевому и художественно-эстетическому развитию
дошкольников.
В качестве средств образовательной деятельности
15

широко применяются материалы и оборудование
музея. Дошкольники рассматривают книги и
репродукции,
старинные
фотографии,
карты,
знакомятся с подлинными предметами и вещами,
слушают рассказы об истории своего края и России,
слушают и исполняют песни, а также читают стихи,
сочиняют рассказы, задают вопросы, думают,
размышляют и рассуждают.
Фольклорные
посиделки

Проекты

При ознакомлении детей с историей и культурой
родного края или России обязательно включают
произведения народного (регионального) фольклора.
Используют потешки, стихи, песни, сказки, игры.
Знакомятся с персонажами национального фольклора.
Проектная деятельность рассматривается нами как
одна из наиболее действенных и результативных
форм организации взаимодействия с детьми, при
которой
всесторонне
развивается
ребенок
дошкольного возраста.
Благодаря
проектам
активизируется
речевая,
творческая,
познавательная
деятельность,
формируются и закрепляются знания по тематике
музеев у всех участников: детей, педагогов,
родителей.

2.3.2 Социальное направление воспитания
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе
социального направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и
его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все
многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится
действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои
поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование
правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному
окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного
процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива
ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является
формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых,
появление к моменту подготовки к школе положительной установки к
обучению в школе как важному шагу взросления.
Основная
цель
социального
направления
воспитания
дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей
16

к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для
реализации в обществе.
Задачи социального направления воспитания.
- Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа
семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами
дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и
взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале
истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих
детей в группе в различных ситуациях.
- Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в
обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы,
ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать
правила.
- Развитие способности поставить себя на место другого как проявление
личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить
свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной
работы:
 организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с
правилами, традиционные народные игры и пр.;
 воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
 учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных
видах деятельности;
 учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
 организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
 создавать доброжелательный психологический климат в группе.
Виды, формы и содержание деятельности
Формы деятельности
Содержание деятельности
Рассказы и беседы
В рассказах и беседах о родственных
отношениях в семье, детям показывается
значение
семьи
для
человека.
Познание ребёнком себя происходит при
осознании им своей социальной роли в
семье, понимание связи с близкими
людьми, принадлежность к своему роду, к
родословной.

17

Сюжетно-ролевые игры

Подвижные игры

Чтение литературы

Моделирование ситуации

Рассматривание изображений

Просмотр мультфильмов

Данные игры создают все условия для
освоения определенных знаний. У детей
формируются различные навыки и умения
по организации собственной деятельности
в определённой ситуации.
Благодаря данным играм развиваются
межличностные
отношения
дошкольников. Игры создают атмосферу
радости,
вызывают
положительные
эмоции, а также закрепляют полученные
знания и навыки.
Эмоционально-образное чтение взрослым
сказок, стихотворений, потешек прививает
любовь к книгам с самого раннего детства.
Дети осознают, что благодаря книгам они
знакомятся с героями произведений, их
историями
и
приключениями,
приобщаются к культуре своего народа,
получают
первые
впечатления
об
окружающем мире.
С помощью моделирования дети лучше
запоминают
информацию.
У
них
увеличивается объём памяти путём
образования дополнительных ассоциаций,
что позволяет в увлекательной форме
решать развивающие и образовательные
задачи.
Совместно с детьми в различные
режимные моменты и в процессе НОД
рассматриваются
картины,
картинки,
рисунки, плакаты, альбомы и другие
иллюстрированные пособия.
С помощью мультфильмов появляется
возможность разнообразить и обогатить
комплекс методов, приемов и средств,
используемых при работе с детьми.
Благодаря
интерактивному
взаимодействию у дошколят формируются
18

личностные
механизмы
поведения,
возрастает интерес к освоению ПДД,
происходит становление эмоциональноличностных ориентаций.
2.3.3 Познавательное направление воспитания
Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания –
формирование ценности познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной
картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально
окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
- развитие любознательности, формирование опыта познавательной
инициативы;
- формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
- приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернетисточники, дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
 совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения,
сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации
походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка
познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
 организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности,
проектной и исследовательской деятельности детей совместно со
взрослыми;
 организация насыщенной и структурированной образовательной среды,
включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую
аудиторию;
различного
типа
конструкторы
и
наборы
для
экспериментирования.
Виды, формы и содержание деятельности
Формы деятельности
Содержание деятельности
Проекты
Для обеспечения познавательной активности
детей широко используется проектный метод
как вариант интеграции разных видов
деятельности детей с дошкольного возраста.
(исследовательские
и
информационные,
творческие и игровые)
19

Рассказы и беседы

Чтение литературы

Познавательноисследовательская
деятельность

Просмотр
мультфильмов

В содержании знаний по каждой теме большое
внимание уделяют роли человека в создании и
развитии окружающей атмосферы. Расширение
имеющихся знаний дошкольников происходит
параллельно с развитием интереса к миру
взрослых. На основе рассказов дети знакомятся
с профессиональной деятельностью взрослых,
узнают о значимости их труда для других, о
результатах.
Использование художественной литературы
развивает
потенциал
воспитанников,
побуждает к активному познанию окружающей
действительности, осмыслению и нахождению
причинно – следственных связей, развитию
логики и мышления.
Деятельность дошкольников направлена на
познание ребенком окружающего мира во всем
его многообразии. В этой деятельности
реализуется потребность ребенка в новых
впечатлениях
и
в
экспериментальной
деятельности,
которая
делает
процесс
установления причинно-следственных связей
успешнее. Экспериментирование даёт детям
реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта, его взаимоотношениях с
другими объектами и со средой обитания.
С
помощью
мультфильмов
появляется
возможность
разнообразить
и
обогатить
комплекс методов, приемов и средств,
используемых при работе с детьми.

2.3.4 Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать
навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности
лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего
тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение
бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности,
спорта, прогулок.
20

Задачи по формированию здорового образа жизни:
- обеспечение построения образовательного процесса физического
воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе
здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение
условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
- закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий
внешней среды;
- укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных
способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
- формирование элементарных представлений в области физической
культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
- организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима
дня;
воспитание
экологической
культуры,
обучение
безопасности
жизнедеятельности.
Направления деятельности педагогов:
- организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных
народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
- создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
- введение оздоровительных традиций в ДОО.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков
является важной частью воспитания культуры здоровья. Педагоги
формируют у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела,
опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и
социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что
они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в
МБДОУ
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет
одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических
процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое
пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.
Формируя у
детей культурно-гигиенические
навыки,
воспитатель
Педагоги МБДОУ обращают внимание на несколько основных
направлений воспитательной работы:
- формирование у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
- формирование у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и
чистоте тела;
- формирование у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
21

- включение информации о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков
ведется в тесном контакте с семьей.
Виды, формы и содержание деятельности
Традиции детского сада
- общественные мероприятия: «Всемирный
физкультурника», «День чистых рук».

День

Здоровья»,

«День

Формы деятельности
Спортивные и
оздоровительные
мероприятия

Оптимальный
двигательной
активности

Закаливающие
мероприятия

Содержание деятельности
В рамках многих традиционных событий
предусматриваются различные виды двигательной
деятельности
(физкультурные
досуги,
соревнования, эстафеты), которые развивают у
детей потребность в здоровом образе жизни и
воспитывают любовь к спорту.
режим Двигательная
активность
является
важным
компонентом
образа
жизни
и
поведения
дошкольников. Она зависит от организации
физического воспитания детей, от уровня их
двигательной подготовленности, от условий жизни,
индивидуальных особенностей, телосложения и
функциональных
возможностей
растущего
организма. Дети, систематически занимающиеся
физкультурой, отличаются жизнерадостностью,
бодростью духа и высокой работоспособностью.
Двигательная активность – это естественная
потребность детей дошкольного возраста.
Закаливание детей включает систему мероприятий:
- элементы закаливания в повседневной жизни:
умывание прохладной водой, широка аэрация
помещений, правильно организованная прогулка,
физические упражнения, проводимые в легкой
спортивной одежде в помещении и на открытом
воздухе;
- специальные мероприятия: водные, воздушные и
солнечные.
Для закаливания детей основные природные
факторы (солнце, воздух и вода) используют
дифференцированно в зависимости от возраста
детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы
ДОУ, со строгим соблюдением методических
22

Проекты

Сюжетно-ролевые
игры

Чтение литературы

Просмотр
мультфильмов

Моделирование
ситуации

рекомендаций.
Закаливающие мероприятия меняют по силе и
длительности в зависимости от сезона года,
температуры воздуха в групповых помещениях,
эпидемиологической обстановки.
Проекты
физкультурно
–
оздоровительной
направленности предполагают различные формы
активности детей, логично взаимосвязанные с
разными этапами реализации замысла.
Примерная тематика проектов физкультурнооздоровительной направленности:
«Во что играли наши мамы и папы?»,
«В выходной мы играем всей семьёй»,
«Что мы знаем про олимпиаду?»,
«Мы за здоровый образ жизни!»,
«Мой весёлый звонкий мяч»,
«Зачем нужна зарядка?»,
«Мама, папа и я — спортивная семья» и др.
Данные игры создают условия для формирования
основ здорового образа жизни, культуры здорового
питания, закрепления культурно – гигиенических
навыков.
У детей формируются навыки и умения по
организации
собственной
деятельности
в
определённой ситуации.
Использование художественной литературы в
физкультурно
–
оздоровительной
работе
развивает потенциал воспитанников,
побуждает
к активному познанию
окружающей
действительности, осмыслению и нахождению
причинно – следственных связей, развитию логики,
мышления,
коммуникативных
способностей, двигательной активности, навыков
безопасного поведения.
С помощью мультфильмов появляется возможность
разнообразить и обогатить комплекс методов,
приемов и средств, используемых при работе с
детьми.
Благодаря
интерактивному
взаимодействию у дошкольников формируются
основы здорового образа жизни, возрастает интерес
к физической культуре и спорту, происходит
становление психо – эмоционального здоровья.
С
помощью
моделирования
дети
лучше
запоминают информацию. У них увеличивается
23

объём памяти путём образования дополнительных
ассоциаций, что позволяет в увлекательной форме
решать развивающие и образовательные задачи.
2.3.5 Трудовое направление воспитания
Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно
должен принимать участие
в
труде,
и
те
несложные
обязанности,
которые
он
выполняет в детском саду и в семье,
должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на
детей
определенное
воспитательное
воздействие
и
подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в
формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в
приобщении ребенка к труду.
Можно выделить основные задачи трудового воспитания.
- Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств,
связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое
является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.
- Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей,
воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных
навыков планирования.
- Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения
трудовой задачи).
При реализации данных задач педагоги МБДОУ обращают внимание
на несколько направлений воспитательной работы:
- показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни,
использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
- воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и
старания родителей, воспитателя,
сверстников),
так
как
данная
черта непременно сопряжена с трудолюбием;
- предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они
почувствовали ответственность за свои действия;
- собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей
соответствующее настроение, формировать стремление к полезной
деятельности;
- связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов
труда, желанием приносить пользу людям.
24

Виды, формы и содержание деятельности
Формы деятельности
Содержание деятельности
Беседы
Эта форма является важной составляющей при
формировании у дошкольников представлений о
труде взрослых.
Посредством беседы педагог не только знакомит
детей с различными профессиями, но и представляет
значимость и полезность труда для общества,
способствует воспитанию у детей эмоциональноценностного отношения к труду.
Непосредственно
В дошкольном учреждении разработаны конспекты
образовательная
занятий
по
ознакомлению
с
профессиями
деятельность
воспитателя, учителя, врача, повара, водителя,
полицейского, сотрудника МЧС и др.
Создан
учебно-методический
комплект
для
проведения НОД: планирование, картотеки игр и
образовательных
ситуаций,
пособия,
информационно-познавательные презентации.
Профориентационные Применяются разнообразные игры, способствующие
игры
ознакомлению с профессиями: сюжетно-ролевые,
настольные,
дидактические,
подвижные,
игры-драматизации. В игре появляется возможность
проявить свои знания и умения. Особое внимание
уделяется сюжетно-ролевым играм.
Просмотр
В детском саду создано электронное «Портфолио
видеофильмов
и профессий», в котором представлены фотографии,
презентаций
цифровые презентации, видео-экскурсии, отрывки из
мультипликационных
фильмов
по
многим
профессиям. После просмотра цифровых материалов
происходит обсуждение, составление рассказов о
профессиях.
ХозяйственноЭто активная форма общения и взаимопомощи в
бытовой труд
детской среде, способствующая ранней позитивной
социализации и ранней профориентации ребенка. В
процессе различных видов хозяйственно-бытового
труда у детей формируются элементарные трудовые
навыки и умения, развиваются социальные качества
личности:
трудолюбие,
самостоятельность,
ответственность за порученное дело, самоконтроль и
самосознание.
Проекты
Педагоги активно разрабатывают проекты о разных
профессиях. Проектная деятельность объединяет
обучение и воспитание в целостный образовательный
25

процесс
и
дает
возможность
построить
взаимодействие
на
основе
индивидуальных
особенностей каждого ребенка.

2.3.6 Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе
имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к
законам человеческого общества. Культура отношений является делом не
столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о
культуре
поведения
усваиваются
ребенком
вместе
с
опытом
поведения, с накоплением нравственных представлений.
Задачи этико-эстетического воспитания:
- формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
- воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее
влиянии на внутренний мир человека;
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
- воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной
страны и других народов;
- развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей
ребенка действительности;
- формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя
прекрасным, создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель
ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных
направлениях воспитательной работы:
 учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их
делами, интересами, удобствами;
 воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности,
этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести
себя в общественных местах;
 воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и
отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко,
разборчиво, владеть голосом;
 воспитывать
культуру деятельности, что
подразумевает
умение
обращаться с
игрушками,
книгами,
личными
вещами,
имуществом
ДОО;
умение
подготовиться к
предстоящей
деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать
26

ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать
все за собой; привести в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка
ценностного
отношения к красоте. Эстетическое воспитание через
обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности
влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего
мира ребенка.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию
предполагают следующее:
 выстраивание
взаимосвязи художественно-творческой деятельности
самих
детей с воспитательной работой через развитие восприятия,
образных представлений, воображения и творчества;
 уважительное отношение к результатам
творчества детей, широкое
включение их произведений в жизнь ДОО;
 организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей
среды и др.;
 формирование
чувства прекрасного
на основе восприятия
художественного слова на русском и родном языке;
 реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми
по разным направлениям эстетического воспитания.
Виды, формы и содержание деятельности
Традиции детского сада
- сезонные праздники: «Праздник осени», «Новый год»; «Выпускной»
- «День рождения» (на уровне групп)
Формы деятельности
Содержание деятельности
Продуктивная
Включает рисование, лепку, аппликацию,
деятельность
конструирование,
изготовление
поделок,
игрушек.
Дети
становятся
активными
участниками своего собственного развития, так
как видят результат своего труда. У них
развивается творческая самостоятельность и
инициатива.
Выставки
Ставшая традиционной сменная экспозиция
детских
работ
позволит
формировать
положительное эмоциональное отношение
детей и их родителей к продуктивной
деятельности. Как правило, дети дорожат
27

Праздники и развлечения

Чтение художественной
литературы

Рассматривание
обсуждение картин

и

Сюжетно-ролевые игры

Просмотр мультфильмов
и
познавательных
фильмов

своими работами, учатся сравнивать свои
работы с работами других детей, стремятся к
хорошему результату.
Данная форма деятельности
способствует
интеграции разных видов художественноэстетической деятельности дошкольников, а
также
единству
интеллектуального
и
чувственного развития детей.
Чтобы ребенок имел богатый внутренний мир,
замечал прекрасное в окружающем мире его
необходимо приобщать к произведениям
художественной литературы, к искусству
чтения. Книга на протяжении многих веков
являлась первым источником духовного
обогащения, эмоционального и умственного
развития.
Кроме
того
книга
полна
эстетическими
богатствами,
которые
воздействуют на юного читателя.
Данный вид деятельности позволяет детям
раскрывать эмоциональные переживания от
увиденного. (рассматривание и рассказывание
по картинам).
Включение ребят в игровую ситуацию и
сюрпризные моменты стимулируют интерес
воспитанников к изучению объектов искусства,
создают творческий стимул к практической
деятельности. Игра может выступать в роли
структурного
элемента
образовательного
занятия, а может быть инициирована педагогом
в
самостоятельной
деятельности
детей
(сюжетно-ролевые
игры
«В
музее»,
«Экскурсия»,
«Оркестр»,
драматизация
сказочных сюжетов при помощи наборов для
кукольного и пальчикового театра).
С
помощью
мультфильмов
появляется
возможность разнообразить и обогатить
комплекс методов, приемов и средств,
используемых при работе с детьми.
28

Необходимо учитывать, что по мере взросления детей, в силу их
возрастной специфики и особенностей развития, выбор форм взаимодействия
взрослого и ребенка меняется, совершенствуется от простого действия с
игровым материалом до сложного, насыщенного процесса воспитания.
2.4 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников в процессе реализации программы воспитания
В целях реализации социокультурного потенциала региона для
построения социальной ситуации развития ребенка работа с родителями
(законными представителями) детей дошкольного возраста должна строиться
на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов
социокультурного окружения ДОО.
Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников
образовательных отношений составляет основу уклада ДОО, в котором
строится воспитательная работа.
Основные формы и содержание взаимодействия с родителями:
1. Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения
семьи, выявления образовательных потребностей и запросов родителей.
Способствует установлению контактов, а также для согласования
воспитательных воздействий на ребенка.
2. Консультации. Это самая распространенная форма психологопедагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся
индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам
воспитания ребенка. Активно применяются консультации-презентации в
родительских группах в мессенджерах и социальных сетях.
3. Круглый стол. Педагоги привлекают родителей в обсуждение
предъявленной темы. Участники обмениваются мнением друг с другом,
предлагают своё решение вопроса.
4. «Родительская почта». В детском саду организована
дистанционная форма сотрудничества ДОУ с родителями. Взаимодействие
происходит через мессенджер WhatsApp и через платформу Zoom. Такая
форма общения позволяет родителям уточнить различные вопросы,
пополнить педагогические знания, обсудить и проиграть проблемы, придавая
им интерактивное общение.
5. Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. Ежемесячно
проводятся совместные с родителями мероприятия, которые включают в
общее интересное дело всех участников образовательных отношений. Тем
29

самым оптимизируются отношения родителей и детей, родителей и
педагогов, педагогов и детей.
6. Наглядная информация, размещенная на официальном сайте
МБДОУ «Детский сад No251», в мессенджере WhatsApp и на
информационных стендах для родителей (законных представителей) хорошо
зарекомендовала себя как форма педагогического просвещения родителей
(законных представителей) детей. Здесь помещаются краткие тексты на
педагогические темы, консультации, ответы на вопросы родителей,
фотографии, отражающие жизнь детей в детском саду и в семье, детские
работы, списки рекомендуемой детской и педагогической литературы,
нормативно
правовые
документы
Российского
законодательства,
правоустанавливающие документы и распорядительные акты. Наглядная
информация для родителей воспитанников должна освещать следующие
вопросы: воспитание детей в труде, в игре, средствами художественной
литературы; роль примера родителей, семейных традиций, семейных
взаимоотношений; знакомство детей с окружающей жизнью, воспитание
патриотических чувств и др.
7. Родительские собрания. Посредством собраний координируются
действия родительской общественности и педагогического коллектива по
вопросам обучения, воспитания, оздоровления и развития детей.

3. Организационный раздел
3.1
Общие требования к условиям реализации Программы
воспитания
Программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации,
включающих:
 обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметнопространственной среды;
 оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и
поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания;
 современный уровень материально-технического обеспечения Программы
воспитания, обеспеченности методическими материалами и средствами
обучения и воспитания;
 наличие профессиональных кадров и готовность педагогического
коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
 учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного
30

возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания
(возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).
Воспитательный процесс в ДОО строится на следующих принципах:
 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка,
соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета
безопасности ребенка;
 создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и
взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей,
их семей, и педагогических работников;
 системность и целенаправленность воспитания как условия его
эффективности.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
 «от взрослого», который создает предметно-образную среду,
способствующую воспитанию необходимых качеств;
 «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой
формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества
ребенка в ходе специально организованного педагогического взаимодействия
ребенка и взрослого, обеспечивающего достижение поставленных
воспитательных целей;
 «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает
опыт деятельности, в особенности – игровой.
3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС)
отражает специфику ДОО и включает:
 оформление помещений;
 оборудование;
 игрушки.
РППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания,
способствовать их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города и
организации.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и
другие особенности социокультурных условий, в которых находится
организация.
Среда экологична, природосообразна и безопасна.
31

Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной
деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость
общения с семьей.
Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту
знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину
мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также
отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов
семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.)
Результаты
труда
ребенка
отражены
и
сохранены
в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья,
раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру
России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции.
Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически
привлекательной.
Игрушки, материалы и оборудование соответствуют возрастным
задачам воспитания детей дошкольного возраста.
Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в
МБДОУ № 251: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного
возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально духовном плане, развития самостоятельности.
Среда обеспечивает:
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей
в сфере личностного развития, совершенствование их игровых и трудовых
навыков;
- учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды
МБДОУ №251 обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках
реализации рабочей программы воспитания:
- подбор художественной литературы;
- подбор видео и аудиоматериалов;
- подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты,
тематические иллюстрации и т.п.);
- наличие демонстрационных технических средств (интерактивное
оборудование, экран, проектор, ноутбук, колонки и т.п.);
32

- подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для
сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр);
- подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности
(самообслуживание, бытовой труд, ручной труд).
Материально-техническое оснащение развивающей предметнопространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с
возрастом воспитанников и календарным планом.
3.3 Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Программа не предусматривает жесткого регламентирования
образовательного процесса и календарного планирования образовательной
деятельности, оставляя педагогам пространство для гибкого планирования их
деятельности,
исходя
из
особенностей
реализуемой
основной
образовательной программы, условий образовательной деятельности,
потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив
воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников Организации.
Планирование деятельности педагогов опирается на результаты
педагогической оценки индивидуального развития детей и должно быть
направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий
для развития каждого ребенка, в том числе, на, формирование развивающей
предметно-пространственной среды.
Основным признаком эффективного педагогического взаимодействия
является взаимосвязь всех педагогов ДОУ направленная на развитие
личности
ребенка,
социального
становления,
гармонизацию
взаимоотношений детей с окружающим социумом, природой, самим собой.
При
организации
воспитательных
отношений
необходимо
использовать потенциал образовательных программ и включать
обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным
индивидуальным особенностям, деятельность, направленную на:
- формирование у детей гражданственности и патриотизма;
- опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами;
- приобщение к системе культурных ценностей;
- готовности к осознанному выбору профессии;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к
природе, людям, собственному здоровью;
- эстетическое отношение к окружающему миру;
- потребности самовыражения в творческой деятельности, организационной
культуры, активной жизненной позиции.
33

Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию
комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых
педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ребенка.
3.4 Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы
воспитания
Перечень локальных правовых документов ДОУ, в которые вносятся
изменения в соответствии с рабочей программой воспитания:
- Основная общеобразовательная программа – образовательная программа
дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности
МБДОУ - детский сад № 251;
- Годовой план работы МБДОУ – детского сада № 251 на учебный год:
- Календарный учебный график;
- Должностные инструкции педагогов, отвечающих за организацию
воспитательной деятельности в ДОУ.
- Программа развития МБДОУ – детский сад № 251 на 2020-2024 гг.
3.5 Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение
планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями
детей
В дошкольном возрасте воспитание, образование и развитие – это
единый процесс.
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной
системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных
особенностей
(психофизиологических,
социальных,
психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и
обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой для воспитания, реализующая
такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение,
взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность.
Эти ценности разделяются всеми участниками образовательных отношений.
Важными условиями для воспитания детей с ОВЗ в МБДОУ являются:
 учет особенностей развития каждого ребенка;
 индивидуальный педагогический подход;
 применение специальных методов и средств обучения;
 здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим,
укрепление физического и психического здоровья, профилактика

34

физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся,
соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
 участие воспитанников с ОВЗ вместе с нормально развивающимися детьми
в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Принято с учетом мнения родителей

35

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».