Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-184 О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
ПИСЬМО
от 11 декабря 2006 г. N 06-1844
О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ
К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки России,
подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств по выполнению
Программы
социально-экономического
развития
Российской
Федерации
на
среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) и Плана действий Правительства
Российской Федерации по ее реализации в 2006 году направляем Примерные требования
к программам дополнительного образования детей для использования их в практической
работе.
Директор Департамента
А.А.ЛЕВИТСКАЯ

Приложение
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Нормативно-правовой аспект
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее
- Закон) образовательная программа определяет содержание образования
определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются
основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на
решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в
обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных
образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные
программы различной направленности, реализуемые:
в
общеобразовательных
учреждениях
и
образовательных
учреждениях
профессионального образования за пределами определяющих их статус основных
образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они
являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении
дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства
Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233), и в иных учреждениях, имеющих
соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).
Содержание дополнительных образовательных программ
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном
образовательном
учреждении
определяется
образовательной
программой
(образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим
образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и
социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее
самореализации;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню
образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в
соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество; образования
своих
выпускников
несет
образовательное
учреждение
в
установленном
законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь
является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание
дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным
особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему,
основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ (научнотехнической,
спортивно-технической,
художественной,
физкультурно-спортивной,
туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социальнопедагогической, социально-экономической, естественно-научной);
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и
методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного
обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах
контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности
детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и
материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);
быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в
системе мировой и отечественной культуры;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного
развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие
структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного
образования детей
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная
программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная
образовательная программа;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей
следует раскрыть:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
от уже существующих образовательных программ;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы;
сроки
реализации
дополнительной
образовательной
программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
(выставки,
фестивали,
соревнования,
учебно-исследовательские
конференции и т.д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может
содержать:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические
виды занятий.
4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить
через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед,
походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке
экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе,
тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
6. Список использованной литературы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».